Глава «Нафтогаза» Олег Дубина не ожидал от Алексея Миллера таких послаблений.
Фото Reuters
Подписанные поздно вечером во вторник дополнения к январским контрактам между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» стали сенсацией. Российская сторона не только пошла на уступки украинской, но сделала это вопреки прямому распоряжению президента РФ Дмитрия Медведева. Чиновники «Газпрома» поддержали линию Владимира Путина, который обещал поблажки Украине, хотя и он никогда не упоминал о возможности документального закрепления политических гарантий. Украинские эксперты считают, что Путин сыграл на руку Юлии Тимошенко, которая теперь может использовать в предвыборной кампании факт невероятного успеха в переговорах с Россией.
Вчера утром стало известно, что дополнения к контрактам, подписанные накануне, сводятся к двум вещам: задокументированному отказу «Газпрома» от предъявления украинской стороне штрафных санкций в 2009 году и снижению законтрактованного объема закупок газа в 2010-м. Как известно, в январе нынешнего года Юлия Тимошенко и Владимир Путин закрепили контрактами обязательство Украины купить свыше 40 млрд. куб. м газа в этом году и свыше 50 млрд. – в следующем. Документ предполагал возможность уменьшения объема закупки на 20%, но за остающиеся 80% законтрактованного объема газа Украина должна была заплатить, даже если бы отказалась его получать и потреблять.
Поскольку за 10 месяцев сего года, по официальным отчетам, «Нафтогаз» закупил не более 19 млрд. куб. м газа, угрожавшие Украине штрафные санкции, по оценкам президента Виктора Ющенко, к концу года составили бы свыше 8 млрд. долл. В Киеве опасались, что «Газпром» выставит счет по итогам года – ровно накануне запланированных на 17 января президентских выборов в Украине.
Напомним, впервые этот вопрос обсуждался публично 1 сентября во время встречи премьер-министров Тимошенко и Путина в Польше. Глава российского правительства впервые же заявил, что «Газпром» откажется от предъявления Украине штрафных санкций или счетов за непотребленный газ. «Мы договорились, что сегодняшние условия мирового финансового кризиса, которые сказываются на экономиках наших стран, должны быть учтены и во взаиморасчетах по поставкам газа, – пояснил он. – Мы дадим указание хозяйствующим субъектам, чтобы эти обстоятельства учитывали. И мы понимаем, что украинская экономика потребляет столько ресурсов, сколько ей требуется, и из этого будем исходить».
Спустя неделю политическое заявление Путина дезавуировал Дмитрий Медведев, который 7 сентября в ходе встречи с руководителем «Газпрома» Алексеем Миллером жестко потребовал придерживаться заключенных в январе контрактов: «Нужно действовать в соответствии с договором, который заключен. Мы специально его готовили, он в муках и трудах достался, мы по нему и работаем». Российский президент запретил вносить изменения и дополнения в документы, сказав, что «не нужно ничего придумывать». «У нас тоже не самые простые времена», – пояснил свою позицию российский лидер.
В ноябре противоречия только усилились. Владимир Путин в ходе состоявшихся на прошлой неделе в Ялте переговоров с Юлией Тимошенко более четко подтвердил, что Россия не будет предъявлять Украине штрафных санкций за недобор газа. Дмитрий Медведев в интервью представителям белорусских СМИ в минувший вторник снова заявил, что подобные преференции дорого обходятся самой России: «По подсчету экспертов, за вот этот период торговли нашим природным газом, нефтью и некоторыми другими сырьевыми источниками с Беларусью общий объем преференций, который был предоставлен экономике Беларуси, составил около 50 миллиардов долларов. Для того чтобы было понятно – соответствующий объем преференций для Украины составил от 75 до 100 миллиардов долларов. Это большие цифры┘».
Украинская делегация, отправлявшаяся в понедельник на переговоры в Москву, даже не ожидала таких серьезных уступок от российской стороны. Чиновники, близкие к переговорам, рассказали «НГ», что максимум, на что можно было рассчитывать, – это на устную поддержку «Газпромом» политических гарантий Владимира Путина. Тем более что советник президента РФ, экс-посол в Украине Виктор Черномырдин в Ялте четко и однозначно заявил, что де-юре пункт об отказе от взимания штрафных санкций «из контракта не будет исключен, конечно».
Украинские эксперты считают, что Путин поднял популярность Тимошенко. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Однако во вторник руководитель «Нафтогаза» Олег Дубина заявил: «Сегодня подписаны документы, которые освобождают украинскую сторону от уплаты штрафов в 2009 году, и зафиксировали объем 2010 года». Последний документ закрепил право украинской стороны уменьшить объем закупаемого в новом году газа почти на 20 млрд. куб. м – до 33,75 млрд. с правом уменьшения еще на 20%. По оценкам представителей «Газпрома», в этом году Украина откажется от покупки примерно 8–10 млрд. куб. м газа.
Не уточняя цифр, руководитель пресс-службы «Нафтогаза» Валентин Землянский сказал «НГ», что украинская сторона в точности выполнит все положения новых дополнений к контрактам. Чиновник не видит ничего экстраординарного в уступках, на которые пошел «Газпром»: «Это не уступки, это настоящие партнерские отношения хозяйствующих субъектов». Землянский считает, что противоречия в политических позициях премьеров и президентов Украины и России «вероятно, вызваны политическими причинами, которые хозяйствующих субъектов не касаются».
Сотрудник Института стратегических исследований Украины Ярослав Жалило, напротив, считает, что дело не в политике, а в экономических интересах. По его словам, подписанные в январе газовые контракты содержали положения, которые усложняли работу как «Нафтогаза», так и «Газпрома», поэтому компании сняли противоречия.
«У «Газпрома» в сложившейся ситуации не было другого выхода, – считает руководитель Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. – Допустим, Украине выставили бы штрафные санкции на миллиарды долларов. Но денег-то нет. «Нафтогаз» вынужден был бы объявить себя банкротом, это повлекло бы цепную реакцию во всей украинской экономике – вплоть до угрозы дефолта государства. России такой сценарий невыгоден, ведь Украина из основного покупателя газа превратилась бы не только в неплатежеспособного партнера, но и в нестабильного транзитера газа в Европу». Политолог допустил, что пункт о штрафах был заложен в контракты из-за предвыборного периода: «Если бы существовала вероятность, что президентом на второй срок будет избран Виктор Ющенко или что к власти придет националист вроде Олега Тягнибока, российская власть в полной мере задействовала бы пункт о штрафах, даже не сомневайтесь. Но ведь сейчас уже очевидно, что оба лидера предвыборной гонки – Юлия Тимошенко и Виктор Янукович – откажутся от радикально антироссийского курса Ющенко».
Украинские эксперты осторожно относятся к тезису о том, что Владимир Путин вступает в газовую полемику с Дмитрием Медведевым ради поддержки Юлии Тимошенко на выборах. «Хотя иметь дело с Тимошенко российской власти приятнее и удобнее. Кстати, в газовом вопросе Янукович фактически поддержал Виктора Ющенко. На днях он раскритиковал газовые контракты, сказав, что сможет лучше защитить национальные интересы Украины. Я считаю, что тем самым Янукович совершил стратегическую ошибку: он собирался обвинить Тимошенко, но реально вступил в конфронтацию с Путиным», – отметил Погребинский. По мнению украинских политологов, успешное завершение переговоров с Владимиром Путиным и подписание чрезвычайно выгодных для Украины документов с «Газпромом» может уже к первому туру выборов почти вдвое сократить разрыв между Тимошенко и Януковичем в пользу украинского премьера. Эксперты отмечают, что в данном вопросе на Тимошенко работает авторитет Владимира Путина, который в восточных областях и на юге Украины значительно популярнее Виктора Януковича.
Киев