Президент Узбекистана Ислам Каримов готов к сотрудничеству на своих условиях.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Завтра в Люксембурге министры иностранных дел 27 стран ЕС объявят об отмене санкций в отношении Узбекистана, введенных в 2005 году после андижанских событий. Речь идет об отказе от запрета на поставку оружия и военной техники. Ранее Евросоюз отменил запрет на въезд в страны ЕС для 12 высокопоставленных узбекских чиновников, а также объявил о восстановлении экономических связей с республикой.
Решение об отмене санкций будет принято без обсуждения. Все спорные моменты, по информации европейского издания EU Observer, согласованы ранее. Разногласия в основном были между Германией и Францией. Как известно, Германия является разработчиком стратегии ЕС в отношении Центральной Азии и изначально выступала против введения ограничений, мотивируя это экономической целесообразностью. Франция же настаивала на проведении реформ в Узбекистане в области прав человека.
Напомним, что санкции ЕС были введены из-за отказа узбекских властей допустить к расследованию причин и последствий андижанских событий международных экспертов. В Ташкенте требование Европы расценили как вмешательство во внутренние дела республики. Правда, позднее предоставили все материалы собственного расследования андижанских событий. Но в Брюсселе это посчитали недостаточным.
Санкции против Узбекистана (запрет на въезд в страны ЕС 12 высокопоставленных узбекских чиновников, торговля оружием, экономические ограничения) продержались четыре года. Ташкент особого ущерба за эти годы не понес – экономическая часть наказания оказалась неэффективной, поскольку страны СНГ и ряд европейских государств попросту их игнорировали. С учетом этого, а также того, что узбекская сторона учла ряд замечаний Брюсселя в области прав человека, большинство ограничительных мер были отменены в октябре 2008 года. Свое решение Брюссель мотивировал тем, что Узбекистан стал первой страной региона, начавшей в рамках подкомитета по юстиции и внутренним делам парламента республики диалог с ЕС по правам человека. Сторонами уже проведено три раунда диалога. Кроме этого в актив Ташкенту Брюссель записал освобождение из заключения правозащитников, отмену смертной казни и ратификацию Конвенции ООН по запрету детского труда. В документе, который подпишут европейские чиновники завтра, приводятся аналогичные аргументы. Поэтому в дальнейшей пролонгации санкций нет необходимости.
По мнению экспертов, введение Евросоюзом санкций против Узбекистана изначально было ошибочным. «Решение было основано на неправильной оценке событий, происшедших в Андижане», – сказал «НГ» политолог, научный сотрудник Института религии и политики Зураб Тодуа. Тогда, по его убеждению, имело место не «народное восстание», как до сих пор утверждают некоторые политики, а «настоящий вооруженный мятеж», с целью создания «справедливого государства» на основе радикальных исламских законов. «Прогресс в сфере прав человека здесь вовсе ни при чем. Отмена эмбарго на продажу вооружений Узбекистану – это признание, во-первых, правоты Ташкента в деле подавления исламистского мятежа; во-вторых, еще одно подтверждение важной роли Узбекистана в антитеррористической операции в Афганистане», – сказал «НГ» эксперт.
Как известно, в Узбекистане расквартирована немецкая военная база, откуда идет переброска грузов для воинского контингента ЕС в Афганистане. Кроме этого Ташкент разрешил США транзит через аэропорт Навои невоенных грузов для американского контингента. По мнению экспертов, Ташкент становится ключевым игроком в регионе, и не только в деле урегулирования афганского вопроса.
Узбекистан интересен для ЕС как потенциальный партнер в энергетической сфере. «Республика занимает ключевые позиции в Центральной Азии, при реализации возможных крупных транспортных проектов может стать основным партнером ЕС», – считает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Без Узбекистана будет трудно реализовать проекты и Транскаспийского газопровода, и возможных поставок энергоресурсов из Туркмении. По его мнению, ЕС заинтересован не только в реализации своих «энергетических» планов, но и в сохранении стабильности в Центрально-Азиатском регионе.
В свою очередь, и Ташкент не прочь развивать сотрудничество с ЕС. Об этом говорил министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов в Брюсселе в ходе девятого заседания совета сотрудничества «Узбекистан – Европейский союз», которое состоялось в середине сентября. При этом министр подчеркнул, что Ташкент не потерпит давления извне в какой бы то ни было форме. «Попытки навязывания западных моделей и неких унифицированных стандартов демократии в любой форме являются контрпродуктивными. Евросоюзу никто не предоставлял права контролировать ситуацию в Узбекистане и других суверенных странах мира», – цитирует Норова пресс-служба МИД Узбекистана.