Серж Саргсян и Абдулла Гюль попытались совершить исторический прорыв.
Фото Reuters
Президенты Турции и Армении Абдулла Гюль и Серж Саргсян в среду продолжили «футбольную дипломатию». В городе Бурса они побывали на завершающем отборочном матче национальных сборных. Естественно, общение президентов не ограничилось просмотром игры. Гюль и Саргсян еще раз обсудили процесс нормализации межгосударственных отношений и перспективы, открывающиеся перед Анкарой и Ереваном.
Матч между сборными Турции и Армении, несмотря на отсутствие спортивной интриги (к среде обе команды лишились шансов съездить на мундиаль в ЮАР), вызвал в Бурсе ажиотаж. С учетом сложных отношений между армянами и турками городские власти предприняли беспрецедентные меры безопасности. Вплоть до того, что несколько тысяч билетов раздали бесплатно лидерам фанатских группировок под их ответственность с тем, чтобы на трибунах был порядок. Еще часть билетов в муниципалитете было решено не продавать, чтоб не допустить аншлага и облегчить работу полиции. В результате стадион зиял проплешинами. Тем не менее инцидентов, по сообщениям армянских источников, избежать не удалось.
Незадолго до начала матча антиармянский митинг около стадиона при поддержке местных националистов устроили несколько сотен проживающих в Бурсе азербайджанцев. Полиция дала выпустить пар и добилась завершения акции до прибытия к арене футболистов и членов армянской делегации. Другая неприятность гостей поджидала на входе на стадион – армянские журналисты смогли пронести с собой национальные флаги лишь после долгих препирательств с охраной и вмешательства неизвестных людей в штатском. Скомканной получилась предматчевая церемония – гимн Армении был освистан.
Сам матч, несмотря на бессмысленность с турнирной позиции, любезностями не изобиловал – судья вынес несколько предупреждений игрокам обеих сборных, а во втором тайме даже удалил турецкого футболиста. На азартное зрелище, развернувшееся на поле, Гюль и Саргсян взирали из специальной ложи, за столом, уставленным фруктами, водой и скромным букетом белых цветов, сидя в специально изготовленных бурсинским мебельщиком креслах стоимостью по 10 тыс. долл., инкрустированных камнями от Сваровски. По сообщению турецких СМИ, мебельщик денег за работу не взял, кресла оставил в распоряжении муниципалитета, объявив эту акцию своим вкладом в «нормализацию турецко-армянских отношений». Президенты в ходе матча периодически перекидывались какими-то фразами и дважды обменялись рукопожатием – так Серж Саргсян с лучезарной улыбкой поздравлял Абдуллу Гюля с забитыми голами в ворота сборной Армении.
Комментируя приезд армянского коллеги, президент Турции назвал его «весьма важным событием, последовавшим сразу после подписания армяно-турецких протоколов по нормализации отношений». «Сегодня Армения и Турция не пишут историю, а создают ее», – заявил Гюль. По его словам, лед в отношениях с Ереваном постепенно тает, но за один день он не исчезнет. Президент Турции также подчеркнул важность достижения прогресса в решении проблемы Нагорного Карабаха, сообщают армянские СМИ.
Серж Саргсян дипломатично отказался комментировать карабахскую тему. Зато коснулся вопросов взаимодействия с армянской диаспорой. Несмотря на взятый курс установления межгосударственных отношений, диаспора, как и часть населения самой республики, продолжает требовать от Анкары признать факт геноцида армян в 1915 году в Османской империи. Кстати, в Бурсе главы Армении и Турции имели возможность пообщаться с представителями местной армянской общины, которые как раз и являются потомками уцелевших армян.
Акценты, которые президенты Армении и Турции расставили в своих выступлениях, – геноцид и Карабах, наглядно продемонстрировали остающиеся противоречия в позициях Еревана и Анкары. По оценке одного из экспертов, «футбольная дипломатия закончилась, начинается дипломатия чисто политическая». И не сказать, что начинается гладко. Парламент Армении объявил, что начнет рассматривать подписанные главами МИДа «швейцарские протоколы» по нормализации взаимоотношений, лишь когда их ратифицирует парламент Турции, что может произойти 21 октября. То есть армянские депутаты не дают гарантий, что сами они эти соглашения ратифицируют. Впрочем, как сказал «НГ» частный комментатор из Еревана: «Это всего лишь игра на публику. Пропрезидентское большинство после дискуссий ратифицирует соглашения, если, конечно, парламент Турции, в свою очередь, не отклонит их».