0
1774
Газета СНГ Интернет-версия

12.10.2009 00:00:00

Саммит на 30 минут

Александр Караваев

Об авторе: Александр Валерьевич Караваев - замгендиректора Информационно-аналитического центра МГУ.

Тэги: снг, саммит, кишинев


По-настоящему сенсационным саммитом СНГ будет, вероятно, тот, на котором эту организацию распустят, либо тот, на который не приедет президент России. Прошедший кишиневский сбор лидеров постсоветского Содружества наций оказался просто в ряду скандальных, хотя и по-своему рубежным. Сменился жанр этого внешнеполитического спектакля. Президенты СНГ обычно играли сценки из пьесы улыбок и рукопожатий, а сейчас добавили публичной драмы и эмоций, но, по существу, они не меняют характер мероприятий.

Отсутствие Нурсултана Назарбаева, главного идеолога постсоветской интеграции и, пожалуй, единственного, не считая его узбекского коллеги, кто знает, с чего эта история начиналась, выглядело драматично. Однако если проанализировать ситуацию в Содружестве в последние годы, закономерно: СНГ как целое постепенно перестало существовать.

Что же осталось общего? Прежде всего тип экономики сырьевого экспорта: в большинстве случаев он осуществляется совместно. Действующая советская промышленно-энергетическая инфраструктура, по-прежнему поддерживающая общий хозяйственный базис, отношения в котором оформлены сотней межправительственных документов и иных соглашений в рамках СНГ. В ходе кишиневского саммита тема привязки этих документов к членству в СНГ всплыла в отношении Грузии, вышедшей из организации. Президенты решили сохранить для Грузии действие 75 из них.

Наиболее существенный политический мотив – присутствие пусть и аморфного, но подобия единства СНГ – заключен в характере политических режимов и способах трансформации власти. Желание отстраивать и контролировать президентские вертикали исполнительной власти оказалось присуще всем лидерам СНГ вне зависимости от цвета их политической ориентации и возраста. Демократии в подавляющем большинстве стран носят имитационный характер, практически идентичны механизмы формирования элит. Поэтому при всей разности взглядов и вне зависимости от уровня знания русского языка лидеры СНГ очень хорошо понимают друг друга. Их объединяют способы решения политических кризисов, а также конфликты: от наследия постсоветского распада, как в случае с Арменией и Азербайджаном, так и конфликты бизнес-интересов.

Кишиневский саммит запомнится громкими высказываниями Александра Лукашенко и Виктора Ющенко. Их острые выпады в адрес СНГ и российского руководства выглядели как будто в ключе, заданном радикальным пафосом статьи Дмитрия Медведева «Россия, вперед!», – все пересмотреть и начать заново. Но господа президенты прекрасно понимают, что разрыв официальной повестки саммитов и форумов СНГ возник не по прихоти РФ. Не имеющее авторитетной повестки, маргинальное для западной политики, в то же время актуальное для «чисто реальных» корпоративных разборок высшей элиты – такое СНГ сделали все вместе. Ющенко откровенно блефует, когда утверждает о своем желании построить с Россией единое экономическое пространство, – его администрация не сделала ни одного практического шага в этом направлении. Только слова и пожелания. А иные спорадические инициативы по конкретной продукции отправлялись в Москву, если Киеву было ясно, что они не нужны и не востребованы на европейском рынке.

Доля вины России в этом кризисе хорошо известна. Москва щедро раздавала авторитетные благопожелания относительно интеграционных процессов, зная при этом, что они не будут воплощены. При Путине, прямо сказавшем об СНГ как организации национального развода и утилизации советского, эта практика благой риторики никуда не делась: страны СНГ так и не стали первым приоритетом для внешней политики России.

Рецептов для активизации СНГ, учитывая реалии эпохи, практически нет. В этом смысле циничное и грубое высказывание и.о. президента Молдавии о «мертвой старухе» точно как никогда. Однако это не значит, что невозможен бюджетный апгрейд, который при удачных условиях воплощения мог войти в реальную практику и изменить хотя бы характер отношений в СНГ, сделав их менее скандальными. Отсутствие Назарбаева указывает на путь четкого разграничения повестки: «запад СНГ – Восточная Европа», «СНГ – Южный Кавказ», «СНГ – Центральная Азия». Государства – участники этих процессов будут сами выбирать повестку мероприятий и те задачи, которые им предстоит решать. В этом и будет состоять дисциплинирующая часть. Кроме того, необходимо строго вывести из СНГ те вопросы, что касаются ЕврАзЭС, Таможенного союза и ОДКБ. Поэтому инициатива Медведева, обращенная к СНГ, – воспользоваться Антикризисным фондом ЕврАзЭС, скорее будет размывать усилия этой организации, чем повысит интерес к ЕврАзЭС со стороны участников СНГ. Содружеству необходимо оставить только вопросы межкультурного и гуманитарного сотрудничества, диалога религий, форумы гражданских инициатив, вопросы прав человека. Не случайно, что единственный документ, который вызвал минимум вопросов, – подготовка и проведение праздничных мероприятий по случаю 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Это по плечу СНГ.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
537
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
472
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
449
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
506

Другие новости