0
1512
Газета СНГ Интернет-версия

28.09.2009 00:00:00

Казахстан на пути к большой нефти

Тэги: казахстан, проект, нефть


казахстан, проект, нефть Нурсултан Назарбаев внимательно изучает все возможные энергетические проекты.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Казахстан и Азербайджан создают совместную нефтетранспортную систему в обход России. Соглашение о сотрудничестве будет подписано в ходе визита президента Нурсултана Назарбаева в Баку 2 октября.

Казахстанская нефтяная компания «КазМунайГаз» и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГКАР) создадут совместное предприятие, которое займется строительством Транскаспийской нефтетранспортной системы. Об этом сообщил журналистам в пятницу глава «КазМунайГаза» Каиргельды Кабылдин. По новому трубопроводу нефть будет поставляться из Казахстана в Азербайджан для дальнейшего экспорта в Турцию. Россия в этом проекте участвовать не будет. Он уточнил, что соглашение станет очередным этапом реализации договора, который был подписан двумя компаниями в 2006 году. Ранее исполнительный директор по транспортировке «КазМунайГаз» Арман Дарбаев сообщил, что компания уже создала специальную «дочку», которая войдет в состав СП с ГНКАР по Транскаспийскому проекту.

Казахстанская нефть с Кашаганского месторождения будет поставляться танкерами в нефтеналивной порт в Азербайджане, откуда по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан в Турцию. Для этого потребуется строительство дополнительного нефтепровода на территории Казахстана Ескене–Курык протяженностью 730 км. Кроме того, будет создана Транскаспийская система транспортировки, включающая нефтяной терминал в казахстанском Курыке и терминал в Баку, а также соединительный трубопровод до нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан. Рассматриваются два варианта – реконструкция имеющегося трубопровода Баку–Супса или строительство нового. «Мы изучаем возможности старого трубопровода Баку–Супс, и, если надо будет, нового трубопровода до Черного моря», – пояснил на пресс-конференции в Астане президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев.

Глава ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев заявил, что Транскаспийский проект станет одним из сегментов Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ), которая позволит Казахстану диверсифицировать маршруты поставки нефти, направляя ее в зависимости от конъюнктуры в Баку, российские или иранские порты. По его словам, Казахстан будет поэтапно выходить на экспорт «большой нефти». «Первая фаза составит до 50 миллионов тонн в год. Для этого нужен надежный маршрут», – сказал Кулибаев в ходе проведения IV Евразийского энергетического форума. О стоимости проекта Кулибаев предпочел не распространяться. «О мощности и инвестициях пока рано говорить. Эксперты должны прийти к точным цифрам», – сказал он. Однако ранее уже называлась стартовая цена строительства Транскаспийской системы – 3 млрд. долл. Примечательно, что при планировании рассматривались два варианта экспорта казахстанской нефти – по трубе по дну Каспия и танкерами по морю. Остановились на втором. Поскольку неурегулированность правового статуса Каспия не позволяет проводить строительные работы без согласия всех пяти прикаспийских государств. Кроме того, Иран и Россия выступают категорически против строительства новой трубы.

Эксперты называют этот проект политическим. Как известно, Нурсултан Назарбаев не раз заявлял, что он против любых политических проектов в энергетике. По мнению азербайджанского политолога Ильгара Велизаде, «Европейский союз стремится принудить Казахстан, который в будущем году становится председателем ОБСЕ, к диверсификации энергетических маршрутов в целях ослабления своей зависимости от России, которая в настоящее время контролирует магистральные трубопроводы в регионе экспорта». «Если и состоится подписание соглашения, то оно будет политическим, поскольку экономическая составляющая менее ощутима», – сказал «НГ» Велизаде.

Директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев также полагает, что проект с Азербайджаном не станет серьезной альтернативой Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) или нефтепроводу Западный Казахстан – Западный Китай. «Объемы поставок нефти по этим двум трубопроводам не идут ни в какое сравнение. По КТК ожидается расширение экспорта нефти до 67 миллионов тонн в год, в Китай – до 40 миллионов тонн нефти, тогда как в Азербайджан танкерами смогут доставить около 7 миллионов тонн в год», – сказал «НГ» Сатпаев. Казахстан, по его мнению, привлекают на перспективу. Он также отметил и существующие экономические риски, связанные с нестабильностью в Кавказском регионе. «США и Европа убеждают Астану подключиться к этому проекту. Казахстан сделал реверанс, показав что он в какой-то степени сторонник альтернативных проектов. Но не намерен направить свои энергетические потоки в обход России», – сказал казахстанский эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
829
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
516
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1015
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1000

Другие новости