Премьер Юлия Тимошенко неоднократно обещала не дать потонуть украинскому газовому монополисту.
Фото Reuters
Через неделю компания «Нафтогаз Украины» может объявить технический дефолт, утверждают эксперты. Этот прогноз основан на двух фактах: в минувший вторник украинское правительство разрешило компании продлить переговоры о реструктуризации долгов до 20 октября, однако срок оплаты 500 млн. долл. по евробондам истекает 30 сентября. Хотя в компании утверждают, что ситуация остается «нормальной» и «рабочей», отраслевые эксперты прогнозируют, что она вызовет новый кризис в украинско-российских газовых отношениях.
Вчера вечером «Нафтогаз» планировал обнародовать свои предложения по реструктуризации. Газета «Дело», ссылаясь на свои источники, сообщила, что просьба сводится к пятилетней рассрочке на выплату долгов. Со своей стороны «Нафтогаз» якобы готов повысить ставки доходности ценных бумаг с 8,125% до 9,5%, а правительство Украины – предоставить кредиторам государственные гарантии по оплате реструктуризированного долга.
На этой неделе правительство действительно поручило Министерству финансов Украины предоставить абсолютную и безоговорочную гарантию относительно реструктуризации внешних долговых обязательств «Нафтогаза». И.о. министра Игорь Уманский сообщил, что власть готова поддержать компанию, но уточнил: «Ответственность за переговоры и за объявление условий реструктуризации несет сам «Нафтогаз», поскольку долговые обязательства, которые реструктуризируются, принадлежат «Нафтогазу», а не государству Украина».
Информация об объемах долгов компании официально не разглашается. Из источников в самом «Нафтогазе» известно, что нынешние переговоры касаются только 1,6 млрд. долл. долга. По данным «Интерфакс-Украины», эта сумма состоит из 500 млн. долл. еврооблигаций с погашением 30 сентября 2009 года, а также о долгах «Нафтогаза Украины» Depha Bank на сумму 220 млн. долл., Credit Suisse International (CSI) – 550 млн. долл. и Deutsche Bank – 395,2 млн. долл., срок погашения которых приходится на 2009–2012 годы. С учетом процентов общая сумма выплат по этим обязательствам составляет около 1,78 млрд. долл., сообщает агентство.
Однако украинские эксперты отмечают, что общая сумма долговых обязательств компании может быть значительно больше. В июле эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Желудь отметил, что информация о структуре и объеме внешнего долга «Нафтогаза» официально не обнародуется уже несколько лет. А президент киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук допустил, что украинская национальная компания задолжала до 12 млрд. евро.
Руководитель пресс-службы «Нафтогаза» Валентин Землянский отказался обсуждать эту тему. «Сейчас, в эти дни и часы, идет нормальный цивилизованный процесс переговоров с кредиторами о реструктуризации», – сообщил он вчера «НГ». Представитель компании не подтвердил и не опроверг информацию о возможном техническом дефолте.
«Дефолт неизбежен, – считает руководитель Центра энергетических исследований Константин Бородин. – Во-первых, потому, что украинское правительство не может выступить гарантом в данной ситуации: и.о. министра финансов не имеет права ставить подпись под соответствующими документами, а легитимного министра в Украине уже полгода нет». Второй причиной, по которой инвесторы не согласятся принять предложения «Нафтогаза», эксперт назвал недоверие к правительству: «В июле Юлия Тимошенко публично пообещала, что, получив третий транш кредита МВФ, направит 1,9 млрд. долл. на погашение очередных внешних суверенных долгов Украины.
Вентили газового хозяйства Украины от частых перекрытий не заржавеют. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
Транш получили, а долги остались?» Бородин допускает, что если не все, то некоторые кредиторы «Нафтогаза» потребуют своевременной уплаты долгов и обратятся в международные суды. Это приведет к срыву платежей «Газпрому», поскольку суды, согласно принятой практике, определят, что первоочередными получателями каких-либо средств компании, объявившей дефолт, должны стать именно кредиторы. «В отношениях с «Газпромом» проблемы неизбежны сразу после того, как будет объявлен технический дефолт «Нафтогаза», ведь станет финансово несостоятельным контрагент российской компании», – считает эксперт.
Руководитель исследовательского центра «Пента» Владимир Фесенко не поддерживает мрачные прогнозы: «Сейчас еще ничего не ясно. А о сложнейшем финансовом положении «Нафтогаза» известно не первый год. Специалисты, заслуживающие доверия, говорят, что проблемы с нынешней реструктуризацией вполне решаемы». По словам политолога, гораздо большей проблемой является теоретически возможное в будущем банкротство «Нафтогаза», если в компании не будут проведены реформы, на которых настаивают крупные внешние кредиторы. «Ключевые моменты – это разукрупнение компании и обеспечение финансовой прозрачности. Президент Ющенко, утверждающий, что процесс реформ можно провести за пару месяцев, конечно, ошибается. На это потребуется минимум полтора года, ведь реформирование столь сложной структуры – это длительный и трудоемкий процесс». Политолог считает, что Юлия Тимошенко не предпринимает радикальных мер сейчас, поскольку реорганизация «Нафтогаза» в период предвыборной кампании может свестись к выяснению политических отношений. «Самое страшное, если такая махина потеряет управляемость. Тимошенко, видимо, хочет получить запас времени для проведения реформ», – отметил Фесенко. По его мнению, спокойствие украинского премьера в нынешний сложный момент может объясняться только тем, что Тимошенко знает, как решить возникшие тактические задачи, в том числе в газовых отношениях с Россией.
Между тем вчера министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан заверил общественность, что дефолта «Нафтогаза» не будет, так как правительство его не допустит. «Дефолта не будет, будет реструктуризация... Мы укладываемся во все сроки», – сказал он.
Киев