Если исключить из заявлений Патриарха Илии II слова о христианской любви, останется исключительно политика.
Фото Reuters
В политической практике заявления религиозных лидеров традиционно принято трактовать в контексте миротворчества. Этот стереотип укоренился в общественном сознании на постсоветском пространстве со времен СССР, когда религиозным организациям отводилась роль борцов за мир. Поэтому агрессивные выступления духовных лиц, да еще со стороны братского православного народа, даже журналисты предпочитают не замечать.
Что-то подобное произошло с сообщениями на лентах российских информационных агентств о проповеди Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, которую он произнес в кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси 8 августа. Слова грузинского Патриарха прозвучали после панихиды по погибшим во время вооруженного конфликта на Кавказе. Убиенные сыны какого народа поминались во время патриаршей панихиды? Жители Цхинвала, погибшие во время грузинских артобстрелов, или грузинские спецназовцы и танкисты, штурмовавшие столицу Южной Осетии? Об этом репортеры не сообщают, а из цитат Патриарха, которые приводят российские и зарубежные информагентства, можно сделать совершенно разные выводы. Илия II обратился к народам Южной Осетии и Абхазии: «Как духовный отец осетин и абхазов, хочу предупредить своих духовных детей, что, если они останутся без Грузии, может настать такое время, когда и Абхазия и Цхинвальский регион будут существовать, но там уже не будет ни абхазов и ни осетин. Это будет как наказание Всевышнего, потому что захвачены исконно грузинские земли», – приводит слова Илии II грузинское агентство новостей GHN. Вспоминается пресс-конференция, данная президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты московским журналистам в июне прошлого года, в ходе которой лидер тогда еще непризнанной республики обвинил Илию II в призывах к геноциду осетин.
СМИ в Грузии, Азербайджане и Армении в своих заголовках обратили внимание прежде всего на боевитый тон главы Грузинской церкви: «Патриарх Грузии предостерег народы Абхазии и Южной Осетии об опасности», «Грузия не допустит разрушения своей территориальной целостности: Илия Второй». По сравнению с зарубежными коллегами отечественные информационщики выбрали более беззубые варианты вроде такого: «Грузинский Патриарх призывает Москву к миру с Тбилиси».
В сообщениях российских информагентств мы можем прочитать, что, по словам Илии II, они вместе с Патриархом Московским Кириллом делают все, чтобы восстановить отношения между народами. В московском храме Христа Спасителя 8 августа также совершалась патриаршая панихида по убиенным в войне 2008 года. Предваряя заупокойное богослужение, Патриарх Кирилл обратился к православным верующим Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии. «То, что произошло год тому назад, является трагедией трех православных братских народов, – сказал Предстоятель РПЦ. – Мы будем просить Господа, чтобы никогда более и ни при каких обстоятельствах православные народы не поднимали руку друг против друга, не проливали крови друг друга».
Надо сказать, что проповедь Патриарха Кирилла в гораздо большей степени исполнена христистианского смирения, чем проповедь главы Грузинской церкви. Однако достаточно вспомнить, сколько пропагандистско-духовной шелухи появилось накануне годовщины кавказской трагедии в СМИ обеих стран. На государственном российском телеканале, например, прошел сюжет о том, что грузинские войска на подступах к Цхинвалу остановили «охранный крест», «святые ангелы» и силуэт Богородицы в небе над одним из храмов («раскольнических», заметим, храмов). В свою очередь, СМИ Грузии заявили, что российские военные разрушили на территории Южной Осетии грузинские кладбище и храм. В дальнейшем эта информация была опровергнута, но остались непроясненными обстоятельства строительства осетинами электроподстанции на месте, где был грузинский храм.
Осталось и ощущение того, что в своих миротворческих декларациях духовные лидеры склонны отстаивать политические интересы своих национальных государств. Позиция Патриарха Илии II по вопросу территориальной целостности Грузии так же бескомпромиссна, как и позиция грузинских политиков. В словах представителей православных Церквей звучит имя Божие, но каждому кажется, что Высшее право в этом межправославном конфликте на стороне его народа. Ну как не вспомнить: «Чья власть, того и религия»!