У Владимира Воронина остается все меньше сторонников в парламенте.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В минувшую субботу молдавское общество получило реальную возможность выйти из политического кризиса, который стал следствием парламентских выборов, – оппозиция объявила о создании коалиции. Это означает, что парламент не просто сформирует свои рабочие органы, но сможет работать, принимая необходимые стране законы, даже в случае неизбрания президента.
Известно, что плановые выборы парламента состоялись 5 апреля и сопровождались массовыми акциями протеста сторонников оппозиции, утверждающих, что итоги голосования были сфальсифицированы. Но беспорядки на улицах, которые последовали 7 апреля, были не единственной неприятностью – парламентарии не сумели избрать президента (в Молдавии в 2000 году отменены общенародные президентские выборы), и в результате законодательный орган был распущен.
29 июля Молдавия предприняла еще одну попытку сформировать Законодательное собрание, а с ним и все остальные органы власти. Повторные выборы стали неприятным сюрпризом для правящей партии: коммунисты хотя и получили голосов больше, чем любая другая партия, – 48 мандатов из 101, однако при этом оказались не в состоянии, как раньше, сформировать парламентское большинство. То есть реально они потеряли абсолютную власть, которой обладали последние восемь лет. Чем, кстати, раздражали не только оппозиционеров. Так что появившаяся нынче возможность получить власть, которая бы была представлена не одной, а несколькими политическими формированиями, приветствуется большинством населения Молдавии.
По мнению местных экспертов, это объясняется прежде всего исключением авторитарного, фактически семейного правления, которое наблюдалось во время президентства лидера коммунистов Владимира Воронина. И так надоело всем, что ни одна из оппозиционных партий не согласилась даже вести диалог с мажоритарной компартией о создании коалиции. Кроме того, объединившиеся в единый блок либералы, либерал-демократы, демократы и представители альянса «Наша Молдова» намерены добиваться исключения Воронина из любых органов власти. Между тем сегодня он продолжает исполнять обязанности президента, имеет шанс и дальше единолично управлять страной – если парламент вновь не сможет избрать главу государства.
Для того чтобы у страны появился новый президент, надо, чтобы за предложенную кандидатуру проголосовал 61 депутат. Такого количества голосов нет сегодня ни у одной из сторон: у коммунистов 48 мандатов, у коалиции – 53. Интрига закручивается вокруг того, сможет ли оппозиционный блок «купить» недостающие голоса во фракции коммунистов. Если да, то коалиция сформирует свое правительство, проведет своего президента и станет править по новым правилам. Этих правил три: улучшить отношения с Украиной и Румынией, сохранить стратегическое партнерство с Россией и активизировать интеграцию республики в Евросоюз. Как стало известно «НГ», во время переговоров по созданию коалиции «За европейскую интеграцию» обсуждался еще один внешнеполитический принцип: Молдавия – нейтральное государство, не вступающее ни в один из военных блоков. Но, судя по всему, это положение, предложенное Демократической партией, которой руководит экс-спикер Мариан Лупу, не было поддержано партиями национал-либерального толка. И все же коалиция состоялась, и это уже шаг вперед. Как заметил «НГ» Мариан Лупу, если президента все же избрать не удастся, то депутаты из коалиции приложат все усилия, чтобы вернуть прямые президентские выборы. И тогда в будущем году молдаване смогут избирать не только новый парламент, но и главу государства. Это, по мнению Лупу и его сторонников, поможет стране выйти из кризиса. В противном случае она рискует повторить Украину, с ее бесконечной чередой выборов и роспусков Верховной Рады.