Гурбангулы Бердымухамедов европейским партнерам рад.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера начался первый официальный визит президента Румынии Траяна Бэсеску в Туркмению. Переговоры глав двух государств главным образом посвящены энергетическому сотрудничеству, а также вопросам международной политики в контексте диалога Туркмения – ЕС. По мнению экспертов, это стало еще одним подтверждением серьезного изменения внешнеполитического вектора Туркмении. Энергетическому сотрудничеству с Москвой Ашхабад все более явно предпочитает европейское направление.
Визит Траяна Бэсеску в Ашхабад сопровождается заявлениями руководства Туркмении о том, что Румыния стала проводником Ашхабада в Европу. Недавно президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов заверил Брюссель в готовности Ашхабада поставлять туркменский газ для проекта Nabucco. А Румыния, как известно, одна из стран – участниц этого проекта и заинтересована в его продвижении. Россию – основного потребителя туркменского газа – после аварии на газопроводе Средняя Азия – Центр в апреле в Ашхабаде более не считают надежным партнером и продолжают активно искать новые, более стабильные и выгодные маршруты транспортировки углеводородов. Участие в Nabucco – один из таких.
Сотрудничество между Туркменией и Румынией началось не так давно. Впервые президент Гурбангулы Бердымухамедов посетил Румынию в 2007 году – во время саммита НАТО. Тогда он и получил от президента Траяна Бэсеску приглашение посетить его страну с официальным визитом. В прошлом году туркменский лидер совершил вояж по Румынии, открыл туркменское посольство в Бухаресте и пригласил румынских бизнесменов в свою страну – поработать. За минувший год, по данным туркменского Министерства экономики, в республике зарегистрировано четыре румынских предприятия и восемь совместных проектов в нефтегазовой сфере на общую сумму 44 млн. долл.
Вчера Бердымухамедов предложил Румынии расширить присутствие на туркменском рынке и принять участие в разработке шельфа Каспийского моря (там уже работают иностранные компании), а также в модернизации туркменских НПЗ.
На Каспии работают иностранные компании по туркменским лицензиям. На днях такая была выдана германской компании RWE Dea AG – на разведку нефти и газа морского блока номер 23 у туркменского побережья Каспийского моря. Также здесь работают датская Maersk, немецкая Wintershall, арабская Dragon Oil, малайзийская Petronas и индийская ONGC. Доля России на этом рынке значительно уступает. «ЛУКОЙЛ» ведет незначительные разработки и проявляет интерес к трем шельфовым углеводородным блокам – 19, 20 и 21. Присматриваются к Каспию «ИТЕРА» и «Союзнефтегаз». Причина российской пассивности в этом регионе, по мнению эксперта Центра евро-атлантической безопасности МГИМО Андрея Казанцева, в статусе Каспия, который остается неопределенным. «Подписывая подобные соглашения, иностранные инвесторы покупают кота в мешке. Между Ашхабадом и Баку не урегулирован территориальный спор по принадлежности ряда месторождений (в азербайджанской топонимике) Азери, Чираг и Гюнешли на Каспии. Масса компаний прогорела, начав работы на туркменском шельфе. Например, аргентинская Bridas была вынуждена свернуть свою деятельность», – сказал «НГ» Казанцев.
Румыния, по словам эксперта, развивая сотрудничество в этом направлении, пытается взять на себя роль посредника между Туркменией и Евросоюзом. Более того, Бухарест намерен вытеснить отсюда традиционного игрока на центральноазиатском направлении – Германию. Кстати, именно Германия была разработчиком стратегии ЕС для Центральной Азии. «Речь идет о некой внутриевропейской игре, в которой Румыния пытается перехватить флаг у Германии и играть роль посредника между Евросоюзом и Центральной Азией», – сказал Андрей Казанцев.
Для Румынии, по его мнению, это будет выгодный статус, поскольку, заключая инвестиционные контракты с Туркменией, Бухарест надеется получить экономическую помощь от Евросоюза. Своих денег у Румынии нет.