Американские самолеты будут взлетать не только с аэродрома «Манас».
Фото предоставлено представительством ВВС США в Киргизии
США расширяют присутствие в Центральной Азии. Президент Гурбангулы Бердымухамедов подтвердил заместителю госсекретаря США по политическим вопросам Уильяму Бернсу, посетившему Ашхабад 10–11 июля в рамках центральноазиатского турне, намерение предоставить территорию Туркмении для транспортировки невоенных грузов США в Афганистан, а также дал разрешение на посадку и дозаправку американских самолетов в аэропорту Ашхабада.
«США заинтересованы в надежных партнерских связях с Туркменией и готовы к тесному взаимодействию на принципах равенства и взаимной выгоды», – заявил замгоссекретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс на встрече с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым. Вашингтон, по словам высокопоставленного дипломата, придает большое значение развитию отношений с Туркменией, играющей ключевую роль в Центрально-Азиатском регионе. Для Вашингтона туркменский маршрут имеет особое значение. Несмотря на то что Россия также предоставила свою территорию для транзита грузов, туркменский маршрут рассматривается в качестве дополнительного. Он дает возможность доставлять грузы в Афганистан в обход России – из Турции через Грузию и Азербайджан, далее паромом через Каспийское море на туркменское побережье, а затем через Кушку на афганскую территорию.
Кроме этого Туркмения, так же как Узбекистан и Казахстан, является участником транспортного проекта, финансируемого США и другими заинтересованными странами, – Line Communication, который через территории государств Центральной Азии свяжет страны НАТО с Афганистаном.
Официальное согласие на транзит американских грузов через территорию Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов дал еще в феврале нынешнего года в ходе визита в Ташкент. Тогда же и Узбекистан заявил о возобновлении сотрудничества с США и также о предоставлении своей территории для американских самолетов. Как ранее писала «НГ», американцы для переброски невоенных грузов используют узбекский аэропорт города Навои.
В Туркмении США также не собираются ограничиваться наземными маршрутами. Пентагон получил разрешение на дозаправку в ашхабадском аэропорту транспортных американских самолетов, следующих в Афганистан. Для их обслуживания в Туркмению прибыли американские военные.
В Ашхабаде, как сообщил Eurasianet подполковник Министерства обороны США Марк Райт, «у ВВС США имеется небольшой – примерно семь человек – отряд специалистов, который занимается дозаправкой и технической поддержкой в ашхабадском аэропорту американских самолетов в рамках осуществления транзитных операций по восстановлению и стабилизации ситуации в Афганистане». Он уточнил, что военнослужащие проживают в гостинице близ аэропорта. По его словам, это открытая информация и все об этом знают. «Однако, согласно принятым в США правилам, мы не обсуждаем подробностей текущих и будущих операций, конкретные типы самолетов, месторасположение объектов и сами объекты», – заявил американский военный. Он лишь процитировал «Памятку для военнослужащих ВВС США», в которой указывается, что разрешение на посадку в аэропорту Ашхабада имеют тяжелые транспортные самолеты С-5 и стратегические военно-транспортные самолеты С-17. Согласно инструкции, действующей с 10 июня 2009 года по 4 августа, «двери и аппарель самолета должны быть закрыты вплоть до прибытия на место представителей таможни и погранслужбы Туркмении. Команда должна получить разрешение на открытие дверей наземной службы ВВС. Самолет С-5, запрашивающий разрешение на транзит через Ашхабад, должен скоординировать свои действия за три дня до расчетного времени. Самолет отличной от С-17 серии должен быть оборудован буксировочным устройством».
Центральная Азия сегодня интересна не только России. |
Не исключено, что в дозаправке американских транспортных самолетов будет задействован и аэропорт города Мары. Переговоры по его использованию между Ашхабадом и Вашингтоном начались в январе нынешнего года (см. «НГ» от 23.01.09). После визита в Туркмению главы Центрального командования Вооруженных сил США генерала Дэвида Петреуса президент Бердымухамедов дал указание подготовить ряд мер, направленных на организацию приема авиации НАТО и размещение военнослужащих на базе в Мары. Однако переговоры застопорились, как указывают эксперты, из-за высоких требований туркменской стороны. Ашхабад запросил финансовую поддержку в реализации ряда энергетических проектов и в освоении Каспийского шельфа. Активизировались переговоры лишь в ходе визита в Вашингтон в конце июня туркменского министра иностранных дел Рашида Мередова, который, по сообщению СМИ, вновь предложил американцам использовать базу в Мары в качестве транзитной остановки. Вашингтон это предложение скорее всего заинтересовало, поскольку международные силы содействия безопасности запросили коммерческие логистические компании сообщить расценки на грузоперевозки из Риги через Мары в афганский Герат.
Напомним, военный аэродром в Мары был крупнейшим военно-стратегическим объектом в СССР. Позже там проходили обучение военные летчики из дружественных стран. Более 10 лет авиабаза не использовалась и только к 2006 году была полностью реконструирована строительными компаниями из ОАЭ. И, по утверждению ряда экспертов, передана в использование американским военным для дозаправки там самолетов. Один из лидеров туркменской оппозиции Худайберды Оразов говорил «НГ», что аэродром в Мары давно используется американцами для дозаправки своих самолетов. Несмотря на то, что США получили разрешение только на использование воздушного пространства Туркмении в операции «Несокрушимая свобода». По мнению экспертов, функционирование базы в Мары можно поставить на коммерческие рельсы, как было сделано в Бишкеке. По мнению завотделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрея Грозина, если американская база в Мары и появится, то скорее всего через нее будут перебрасываться невоенные грузы, что не противоречит нейтральному статусу Туркмении.