Экс-министр по чрезвычайным ситуациям Мирзо Зиеев примкнул к повстанцам.
Фото ИТАР-ТАСС
В Тавильдаринском районе Таджикистана в среду вечером произошло вооруженное столкновение между представителями силовых структур и сторонниками бывшего полевого командира Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Абдулло Рахимова, который в мае вернулся на родину из Афганистана. Как стало известно «НГ», на днях к нему примкнул экс-министр по чрезвычайным ситуациям Таджикистана, ранее также бывший полевой командир ОТО Мирзо Зиеев. По данным оппозиции, в результате проведенной таджикскими силовиками операции погибли около 17 человек с обеих сторон. В Министерстве обороны республики подтвердили факт гибели только одного бойца, но не стали уточнять, с чьей стороны.
Поздно вечером в среду на мосту через реку Сурхоб неподалеку от Тавильдары (районный центр на востоке республики) произошло вооруженное столкновение милиции с боевиками. В результате, как сказал «НГ» сподвижник полевого командира Зубайдулло Низамов, погибли 17 человек. В МВД комментировать ситуацию отказываются. В Минобороны республики сообщают только об одном погибшем.
К Тавильдаре была стянута военная техника, отряды МВД и войска специального назначения. Но пройти дальше поста «Сари-Джар» – ворота Тавильдары, они не смогли, территория контролируется сторонниками Абдулло Рахимова.
Как рассказал «НГ» один из сподвижников полевого командира Зубайдулло Низамов, накануне власти пошли на хитрость: они объявили о разблокировании всех дорог, одновременно устроив засаду на мосту реки Сурхоб, который соединяет районный центр Тавильдара с автодорогой Душанбе–Хорог. Боевики попали в засаду. В результате перестрелки были убиты двое из них.
В ответ на действия правоохранительных органов сторонники Мирзо Джаги напали на райотдел милиции в поселке Чилдара. Следующая стычка произошла вечером в среду в окрестностях Тавильдары. По словам Низамова, погибшие и раненые имеются с обеих сторон. Вместе с тем соратник полевого командира утверждает, что беспорядки спровоцировала власть. «Власть начала охоту на бывших сторонников оппозиции, даже тех, кого амнистировали после подписания в 1997 году общего мирного соглашения», – сказал «НГ» Зубайдулло Низамов. Так, недавно были арестованы бывшие бойцы ОТО Джумабой Сангинов и Музаффар Нурридиров, которым инкриминируются преступления, совершенные в годы гражданской войны. «Таджикистан ждет новая партизанская война, в которой сторонники ОТО непревзойденные мастера», – заметил «НГ» Низамов.
Между тем силовые структуры Таджикистана опровергают информацию об активизации на востоке страны антиправительственных сил. В пресс-службе МВД «НГ» пояснили, что на территории республики проводится широкомасштабная операция «Кукнор-2009» («Мак-2009»). И уже есть результаты: уничтожены посевы дикорастущей конопли в Согдийской области и Дарвазском районе. При этом отказались комментировать инцидент, произошедший накануне в Тавильдаринском районе, куда введены дополнительные отряды милиции и усилены блокпосты на автотрассе, соединяющей Душанбе с Раштской долиной Таджикистана.
Примечательно, что антинаркотическая операция началась одновременно с появлением в мае нынешнего года непримиримого оппозиционного полевого командира Абдулло Рахимова, известного в народе под именем Мулло Абдулло. В годы гражданского противостояния Мулло Абдулло был полевым командиром и воевал на стороне исламской оппозиции. Однако после установления мира в 1997 году оружия не сложил и перешел на сторону Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Вместе с ними в 2002 году ушел в Афганистан. Там его приютил лидер «Северного альянса» Ахмад Шах Масуд. Где провел последние годы Мулло Абдулло, неизвестно.
Эксперты опасаются, что в Таджикистане могут повториться события 20-летней давности. Фото с сайта wikipedia.org |
Возвращение Мулло Абдулло в Таджикистан спровоцировало рост напряженности в регионе. Вокруг него начали собираться бывшие полевые командиры ОТО и их сторонники, а также противники нынешнего режима Рахмона. За короткое время его отряд, насчитывающий 100 человек, увеличился в несколько раз.
Официальный Душанбе попытался разрешить ситуацию мирно и на переговоры в качестве посредника направил экс-министра по чрезвычайным ситуациям Мирзо Зиеева, известного под кличкой Джага. Он, так же как и Мулло Абдулло, с 1992 по 1997 год был полевым командиром ОТО, после амнистии получил министерский пост. В 2006 году был уволен, но до сих пор пользуется особым авторитетом. О чем конкретно шла речь, неизвестно, однако, по слухам, Мулло Абдулло отказался от предложения властей покинуть Таджикистан. После чего правоохранительные органы приступили к операции по ликвидации Абдулло и его отряда.
Эксперты полагают, что активизация бывших боевиков представляет реальную угрозу безопасности Таджикистана, и у властей есть основания опасаться их активизации. Особенно сейчас, накануне парламентских выборов, когда в страну из-за кризиса возвращаются трудовые мигранты, пополняя ряды безработных. Также не исключено, что под видом борьбы с боевиками власти могут запретить деятельность Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), аргументируя это тем, что жители восточных районов республики являются их сторонниками.
Однако лидер ПИВТ Мухиддин Кабири убежден, что нынешняя эскалация ситуации в Таджикистане не связана с предстоящими парламентскими выборами. «Причина в нестабильной ситуации в целом в регионе, начиная с Афганистана и Пакистана. События в Андижанской области Узбекистана, а затем в на юге Киргизии – звенья одной цепи. С той разницей, что Таджикистан находится на передовой этого фронта и потому первым получает удар», – сказал политик «НГ».