Так выглядят урановые хвостохранилища в Киргизии.
Фото автора
На днях стало известно, что Киргизия получит средства для обезвреживания радиоактивных могильников, оставшихся в республике с советских времен. Для этого потребуется 42 млн. долл. Намерение собрать эту сумму и передать ее Бишкеку высказали Евросоюз и ЕврАзЭС.
Эксперты насчитывают в Центральной Азии 810 млн. тонн токсичных и радиоактивных отходов. Большая их часть хранится в условиях, которые сложно назвать безопасными. Такое обилие отходов в регионе появилось благодаря активной работе советской промышленности. В 1940–1960 годах именно страны Средней Азии были основными поставщиками урана, необходимого для создания ядерного оружия. Добыча радиоактивных материалов шла при полном пренебрежении вопросами экологии и сохранения здоровья людей.
К примеру, часть урановой руды в Узбекистане рабочие сортировали вручную (!), отходы производства (так называемые хвосты) складировали неподалеку от мест добычи и переработки, зачастую оставляя кучи радиоактивного шлака прямо на поверхности земли.
Как отмечают эксперты, в случае если содержимое хвостохранилищ, расположенных на территории Киргизии, попадет в реки, пострадают около 5 млн. человек во всем регионе. Подобное, но в меньших масштабах уже случалось – в 1954-м часть радиоактивных захоронений, находящихся рядом с городом Майлуу-Суу, попала в реки, в 1964 году история повторилась в поселке Ак-Тюз.
Майлуу-Суу вообще заслуживает отдельного упоминания – активная добыча урана с применением несовершенных технологий (50% солей урана оставалось в отходах) привела к тому, что в 2006 году город был признан одним из 10 самых загрязненных городов мира.
Местные жители к могильникам привыкли и как угрозу не воспринимают, специалисты отмечают, что на некоторых хвостохранилищах ищут черные и цветные металлы местные «сталкеры», часть могильников дети используют для игр, пасут скот, выращивают на них на продажу овощи. При этом, согласно данным мониторинга, проживание людей вблизи хвостохранилищ оказывает негативное влияние на состояние здоровья беременных, рожениц и новорожденных. В частности, число самопроизвольных выкидышей за последние пять лет в Майлуу-Суу возросло с 6,2 до 10,3%, преждевременных родов – до 11,3%, осложнений в процессе родов – до 1,5–2%. Местные жители чаще жалуются на простуды, кожные и желудочные заболевания, общую утомляемость и головные боли.
Помимо угрозы экологии и здоровью местных жителей в теме хвостохранилищ есть и еще один немаловажный аспект – по данным западных экспертов, «начинка» радиоактивных могильников может быть использована международными террористами для создания так называемых грязных бомб.
Для выполнения базовых работ по рекультивации киргизских хвостохранилищ стране необходимо найти около 42 млн. долл. Само собой, таких денег у весьма небогатой Киргизии нет. Помогают доноры – международные организации (МАГАТЭ, ОБСЕ, ООН) и некоторые страны.
Не осталась в стороне от решения проблем и Россия. На деньги Росатома исследуется и готовится рекультивация ряда наиболее опасных хвостохранилищ в стране. ЕврАзЕС готовит программу, по которой на рекультивацию трех радиоактивных могильников в Киргизии и Таджикистане может быть выделено более миллиарда рублей.
Обещают помочь странам Центральной Азии и международные организации. На прошедшей в Женеве международной конференции «Урановые хвостохранилища: локальные проблемы, региональные последствия, глобальные решения» представители ООН, МАГАТЭ, ОБСЕ, Евросоюза, ЕБРР и ЕврАзЕС подтвердили намерение выделить на ликвидацию радиационной опасности дополнительные деньги.
С одной стороны, местные жители рады международной помощи, с другой – опасаются, что деньги эти по старой традиции будут разворованы. Вот что пишет об этом местная газета «Парус»: «Хвосты» для Киргизии сегодня – это источник дохода. И еще какого! Знаете, сколько народу кормится от всех этих международных средств, которые нам регулярно выдаются международным сообществом?» Насколько оправданными окажутся эти опасения, мы узнаем нескоро – конкретные суммы, а также сроки их перечисления на конференции в Женеве не названы, вероятно, программа по рекультивации хвостохранилищ заработает не раньше чем в 2010 году.
Бишкек