Отход грузинских пограничников вызвал много вопросов в Тбилиси.
Фото Reuters
Власти Грузии и России, как оказалось, способны договариваться, когда дело касается денег. В высокогорном приграничье в районе Мамисонского перевала в последние дни происходят события, на которые официальный Тбилиси призывает не обращать внимания. А оппозиция обвиняет власть в торговле территорией. По утверждению ее представителей, грузинские пограничники отошли в глубь Грузии на 18 км, уступив около 50 кв. км России.
События в высокогорной Раче (Грузия) в районе Мамисонского перевала действительно происходят очень странные. Вначале с постов ушли грузинские пограничники. А пару дней назад около села Глола был взорван мост. Местные жители потеряли возможность пасти стада на альпийских лугах по ту сторону моста. Одновременно угрожающей стала проблема сенокоса и заготовки кормов на зиму. Власти Грузии, бьющие тревогу по любому инциденту в приграничье, на сей раз взяли паузу. По поводу уничтоженного моста видные депутаты правящего «Национального движения», словно сговорившись, заявили: мост мог снести сошедший сель – в этом году страшные ливни.
Побывавшая на месте известная тележурналистка Нана Лежава выявила интересные подробности. «Жители рассказали, что на виду у всех в село въехали люди в форме – они не смогли, правда, сказать, это были военные или полицейские, без объяснений уничтожили мост и уехали.
Потом пошли слухи, мол, это, если русские пойдут в атаку. Люди в шоке. Они перед проблемой – скотину не прокормить, – рассказала «НГ» Лежава. – Я не видела там наших пограничников. Они, как мне известно, занимали здание старой метеостанции. Люди сказали, что их там давно нет и что там могут быть русские. Я же могу подтвердить, что в отличие от других пограничных пунктов страны, над метеостанцией не развевался грузинский флаг. Правда, и российский тоже. Последних грузинских пограничников я видела в Шови, это в принципе далеко от Глолы. Я не специалист, но, по моим прикидкам, на протяжении 25 километров граница не охраняется. Когда я сообщила об этом МВД, представитель ведомства Шота Утиашвили заявил, что граница под полным контролем. Но там такой сложный рельеф, что я не представляю, как ее контролировать из Шови?!»
Сюжет Наны Лежавы, запущенный в эфире оппозиционного телеканала «Маэстро», произвел эффект разорвавшейся бомбы. Телефоны в студии раскалились от звонков. Оппозиция обвинила власти в неадекватности или в тайном сговоре с Россией об уступке территорий.
«Про спьяну забредших в Зугдидский район из Абхазии миротворцев сериалы крутили по всем телеканалам, о Раче, где пограничники границу бросили и мосты взрываются, – ни слова!» – возмутилась один из лидеров «Новых правых» Пикрия Чихрадзе. По ее мнению, власть опять лжет, пытаясь что-то утаить. «Они не хотят верить во взрыв моста, хотя это произошло на глазах у местных жителей. Но извините, сель не может тяжеленные фрагменты металлического моста поднять вверх по течению!» – обычно уравновешенная Чихрадзе едва сдерживала себя. Находившийся на месте происшествия депутат Паата Давитая по телефону сообщил в студию, что «мост, похоже, уничтожен все-таки взрывом».
«На метеостанции нет грузинского флага? А что, флаги должны быть по всему периметру границы?!» – ответил на вопрос «НГ» госминистр по реинтеграции, вице-премьер правительства Темури Якобашвили. По его словам, ничего трагического в Раче не происходит – пограничники сменили место дислокации на более удобное. Что касается моста, то Якобашвили считает, что надо провести экспертизу. «Местные жители недовольны – сложнее стало с выпасом скотины. По моим данным, мост будет восстановлен», – сказал госминистр. Он также заверил, что граница охраняется – ни пяди земли власти Грузии не собираются никому уступать. «Историю раздувает оппозиция. Она в кризисе, ей нужны новые предлоги для атаки властей», – сказал «НГ» Якобашвили.
На просьбу «НГ» прокомментировать информацию о том, что после отхода грузинских пограничников вперед выдвинулись российские, госминистр сказал: «Будем реалистами. Если Россия захочет нанести удар, она его и так нанесет без предварительного укрепления на каких-то высотах. В августе мы уже убедились в возможностях ее «Искандеров» и авиации».
Директор Кавказского центра стратегических исследований, член экспертной группы РИА Новости Мамука Арешидзе заявил «НГ», что, по данным, полученным от жителей Глолы, мост был взорван демонстративно под предлогом «русские наступают». «Со всей ответственностью говорю, что после ухода наших пограничников в грузинском направлении выдвинулись не только россияне, но появились и осетинские формирования. Там слышны стрельба и взрывы. Опасности для жителей они не представляют и, видимо, носят психологический характер», – заявил Арешидзе.
По его словам, здание метеостанции грузинские пограничники покинули после 8 августа. «До войны, согласно договору, осуществлялось совместное патрулирование границы. После 8 августа наши пограничники во избежание столкновений перенесли посты в глубь территории. И это понятно. Но теперь после нового отхода примерно на 15–18 километров из-за сложного рельефа осталось без контроля около 50 квадратных километров, из которых по советским картам седьмая часть приходится на Южную Осетию. Эта часть вклинивается в собственно Грузию и доходит до Мамисонского перевала», – заявил «НГ» Арешидзе. Понять, что происходит, зачем ушли пограничники, по его словам, «невозможно, если бы не следующий бэкграунд».
Россия решила реализовать проект строительства дороги со стороны Северной Осетии в Южную. Он был представлен в 2006 году и назывался «Мамисони». По расчетам 18 км должно было пройти по грузинской территории, а около 30 – по российской. «Там же планировалось строительство роскошного горнолыжного курорта, проект которого был представлен на Краснодарском экономическом форуме в 2006 году. Этому президент России Владимир Путин уделил столь серьезное внимание, что курировать проект было поручено тогдашнему министру экономического развития Герману Грефу. Средства вложены серьезные. Если брать за основу осуществление проекта «Мамисони», то и странности в регионе становятся объяснимы: пограничников убрали, чтобы освободить «врезающийся кусок югоосетинского региона», без чего дорогу не построить. Возникает подозрение или предположение, что вражда между Москвой и Тбилиси не мешает в верхах кое о чем договариваться. Других версий логического объяснения происходящего просто нет», – заявил «НГ» Мамука Арешидзе.