Белорусские депутаты не торопятся признавать Южную Осетию и Абхазию.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Устами главы правительства Сергея Сидорского Белоруссия обвинила Россию в невыполнении антикризисных программ. А по словам главы нижней палаты парламента Бориса Батуры – в давлении в вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии и срыве прочих интеграционных намерений.
Сергей Сидорский, встречаясь в Минске с госсекретарем Союза Белоруссии и России Павлом Бородиным накануне предстоящего союзного Совмина, заявил, что РФ тормозит выполнение совместного антикризисного плана. В частности, в той его части, где речь идет о допуске белорусских производителей к системе госзакупок в России. «До сегодняшнего дня Россельхозбанк не кредитует белорусскую технику», – пожаловался Бородину Сидорский и пообещал, что в ходе Совмина это станет «предметом нашей переговорной позиции».
«Российская сторона в ходе февральского заседания высшего Госсовета Союзного государства действительно много чего пообещала Белоруссии. Но далеко не все делается», – вторил ему Борис Батура. Так, он прокомментировал в интервью агентству Интерфакс–Запад недавнее заявление спикера Госдумы Бориса Грызлова, который сокрушался, что «Белоруссия не торопится признавать независимость Южной Осетии и Абхазии», несмотря на имевшиеся обещания. Батура конкретизировал, что речь идет «о свободном и равном доступе белорусских товаров к государственным закупкам, формированию государственного резерва России».
Что касается Южной Осетии и Абхазии, то, по словам Батуры, признавать или не признавать их независимость – «исключительно право Республики Беларусь». При этом он утверждал, что никаких обещаний по срокам признания Белоруссия не давала. Правда, между делом снова прозвучало, что «белорусы сами примут решение» и будет оно «не раскалывающим наше общество».
Батура также обвинил Россию в том, что она юридически не закрепила «договоренности по расчетам за газ и отмену штрафных санкций за недобор запланированных объемов его поставок», не отменила таможенную пошлину на нефть, которая «полностью противоречит ранее подписанным документам и самой концепции Союзного государства». Из слов белорусского парламентария следовало, что Россия тормозит переход на расчеты в российских рублях, начало совместной охраны воздушной границы Союзного государства и создание единой региональной системы ПВО. «Есть еще конкретные вопросы экономического характера, решение по которым откровенно затягивается российской стороной», – не стал погружаться в подробности Батура.
Интересно, что в тот же день еще один белорусский чиновник – заместитель правления Нацбанка Павел Каллаур тоже вспоминал Россию. Правда, немножко в другой тональности. Он заявил о том, что в мае Белоруссия ожидает получения оставшегося транша кредита в 500 млн. долл., а также не расстается с надеждой получить 100 млрд. российских руб. для обеспечения взаимных расчетов при переходе на рубли.
«Позицию Белоруссии иначе, как наглость, не назовешь», – прокомментировал «НГ» сущность российско-белорусских конфликтов на условиях анонимности эксперт в области интеграционных отношений двух стран. По его оценке, совместный антикризисный план «составлен исключительно в пользу Белоруссии», а суть всех нынешних обвинений в том, что «Россия не предоставила всю ту массу льгот, на которые рассчитывала Белоруссия». Собеседник «НГ» утверждает, что белорусское руководство сильно лукавит, когда говорит, что Минск предоставляет равные права производителям страны-союзницы на своей территории. «В начале этого года Белоруссия пообещала закупить в России 200 комбайнов», – напомнил источник. Однако, по его словам, время идет, а их никто так и не купил и, возможно, не купит. «Вероятно, согласие было дано накануне принятия совместных антикризисных программ для того, чтобы убедить Россию в «равенстве производителей».
Кроме того, местные эксперты, комментируя резкие высказывания белорусского руководства, отмечают, что все сказанное очень напоминает торг: мы признаем Абхазию и Осетию, но вы заплатите за это. Напомним, что ранее президент Александр Лукашенко неоднократно высказывался в том духе, что Россия априори должна Белоруссии, так как она прикрывает ее западные границы и остается единственной верной союзницей. Фактически к политике лишения Белоруссии дотаций Россия перешла с 2007 года, начав с энергетики. Именно с этого времени начались экономические проблемы, проявляющиеся в ухудшении платежного баланса, которые усугубили кризис.
Минск