Получив признание и помощь Москвы, Южная Осетия от проблем не избавилась.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Парламент Южной Осетии, который республика изберет 31 мая, будет без оппозиции. Последнюю интригу убило решение Верховного суда не регистрировать в качестве кандидата в депутаты лидера партии «Отечество» Вячеслава Габозова, не обладающего необходимым по Конституции 5-летним цензом оседлости. Без него шансы на успех у «Отечества» мизерные.
Еще раньше за бортом предвыборной кампании оказалась Народная партия, также имеющая репутацию оппозиционной президенту Эдуарду Кокойты. Тут необходимо, правда, небольшое пояснение. ЦИК Южной Осетии зарегистрировал партию с таким названием. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это новообразованная организация, в которую вошли люди, лояльные властям. Соответственно, перед «старой» Народной партией был зажжен красный свет.
Кроме «народников» за 34 депутатских мандата схватятся пропрезидентское «Единство», авторитетная и близкая к властям Коммунистическая партия, а также упоминавшееся обезглавленное «Отечество». Недовольные происходящим пытались искать правду в Москве и устроили пресс-конференцию. Но на деле не преуспели: состав участников приближающихся выборов не изменился. Поднятый шум, правда, не остался незамеченным. Глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин в конце минувшей недели, отвечая на вопросы телеканала «Вести-24», выразил надежду на то, что выборы парламента Южной Осетии подтвердят демократический выбор республики и верховенство и незыблемость Конституции.
«Это непростое замечание про Конституцию, – на условиях анонимности сказал по телефону оппозиционный политик из Цхинвала. – Кокойты стремится получить в результате выборов 31 мая абсолютно подконтрольный парламент, который по его заказу внесет в Конституцию изменения касательно должности президента. Сейчас по Конституции президентом можно становиться лишь два раза. Второй президентский срок Кокойты заканчивается, и в будущем году он по нынешнему закону не сможет баллотироваться в президенты. Потому так скрупулезно ЦИК отсекал оппозиционеров в будущем парламенте». По словам собеседника, в Цхинвале сложилась тяжелая обстановка: репрессивный правительственный аппарат преследует инакомыслие, оппозиция подавлена, а ее лидеры вынуждены в целях безопасности покидать республику. «Очень обидно, что так получилось. После признания Россией независимости у нас появился очень хороший шанс на прогресс, но Кокойты помощь Москвы записал в собственную заслугу и избрал путь авторитаризма. В республике почти ничего не делается, люди в очень тяжелом положении, помощь до них не доходит... даже поврежденные войной дома, и те в большинстве своем не ремонтируются», – сообщил «НГ» собеседник. По его словам, заявление Нарышкина о незыблемости Конституции свидетельствует о том, что Москва наслышана о «художествах» Кокойты и готовит ему замену – «об этом в последнее время пишут в российских газетах». В качестве будущего гпрезидента называются глава компании «Стройпрогресс» Альберт Джусоев и Чрезвычайный или Полномочный Посол РЮО в России Дмитрий Медоев.
В аппарате президента РЮО Эдуарда Кокойты отказались комментировать высказывания анонимного собеседника «НГ», правда, признав наличие социально-экономических проблем: «Кандидаты в депутаты регистрировались или не регистрировались по закону. А оппозиция нигде в мире власть не хвалит». Зато Дмитрий Медоев, также поначалу не желавший «комментировать фантазии», все-таки заявил «НГ»: «В прессе нарастает поток провокационных публикаций, поэтому вынужден напомнить, что Республика Южная Осетия – де-юре и де-факто является суверенным государством, на территории которого действуют Конституция и законы исключительно Южной Осетии, а действующий президент Эдуард Кокойты является гарантом Конституции». Назвав пустыми слухами «готовящуюся замену Кокойты», Дмитрий Медоев подчеркнул: «31 мая в республике состоятся выборы парламента, к которым вся Южная Осетия активно готовится. Я допускаю, что подобного рода публикации будут появляться в СМИ, и склонен связывать их появление с проведением этого важнейшего мероприятия. О персонажах и участниках этих пиар-кампаний говорить не хочется, – они общеизвестны. Приходится также сожалеть, что некоторые уважаемые российские СМИ втянуты в интриги».