Гурбангулы Бердымухамедов ищет новых партнеров по энергетическим проектам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Туркмения готова пересмотреть энергетическую политику. Такой вывод напрашивается из выступления президента Гурбангулы Бердымухамедова на конференции по вопросам энергетики, прошедшей в конце прошлой недели в Ашхабаде. Эта тема получит продолжение в начале мая в Праге, куда глава Туркмении прибудет для участия в саммитах, посвященных «Восточному партнерству» и проекту Nabucco. Ашхабаду в этом проекте отводится роль основного поставщика природного газа для Европы.
Двухдневный форум «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества» завершился в пятницу в Ашхабаде. Гурбангулы Бердымухамедов в своем выступлении поддержал проект Евросоюза – газопровод Nabucco, который позволит создать новые маршруты поставок газа. «Туркмении необходимо создать новую систему отношений с Европой. В нынешней ситуации диверсификация энергетических потоков и включение новых стран в географию экспортных маршрутов может способствовать стабилизации глобальной экономики», – заявил он. И предложил пересмотреть вопрос ценообразования. «Вопрос суверенного права выбора маршрутов поставок энергоносителей напрямую связан с формированием цены на них», – заявил Бердымухамедов. По его словам, единственно правильной схемой формирования цены на природный газ являются прямые договоренности о ней между продавцом и покупателем. Он пояснил, что было бы логично, если страна-производитель сама определяла цену, «основываясь на себестоимости добычи газа, которая весьма разнится в зависимости от климатических условий, глубины залегания углеводородов, способов их добычи и эксплуатации месторождений». Бердымухамедов предложил под эгидой ООН создать экспертную группу по разработке международно-правовых норм, регулирующих отношения в энергетической сфере. Все это может означать одно – Ашхабад готов пересмотреть схемы и условия поставок своих энергоносителей на Запад, в которых задействован «Газпром».
Вице-премьер РФ Игорь Сечин, участвовавший в форуме, указал на экономическую несостоятельность Nabucco, поскольку тот не соответствует пяти принципам: наличию согласованных правовых норм; ресурсной базы; экологической и технологической безопасности; экономически обоснованных транспортных тарифов и долгосрочных контрактов с поставщиками. Вице-премьер пообещал восстановить транзит туркменского газа через Россию, как только «продавец и покупатель договорятся».
Директор Института проблем и глобализации Михаил Делягин считает, что противоречия между Россией и Туркменией в энергетической сфере позволили Брюсселю добиться невиданного прогресса в отношениях с Ашхабадом. «Мы сами подтолкнули Туркмению к Nabucco, – сказал «НГ» Михаил Делягин. – Вместо того чтобы попытаться урегулировать отношения с Ашхабадом, с которым Россия заключила кабальный для себя договор, был избран конфронтационный путь. Новый трубопровод в обход России построить не проблематично, хотя это и дорого, и на первых порах невыгодно». По его словам, сейчас Туркмения из-за вышедшего из строя газопровода несет большие убытки, но у нее появилась возможность выбирать партнера. «И Ашхабад, судя по всему, будет думать над вопросами сотрудничества с европейцами, американцами и китайцами. Для России это стратегическое поражение», – сказал «НГ» Делягин.
Инициатива Туркмении нашла поддержку в Европе и США. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, по сообщению «Немецкой волны», отметил, что Европа нуждается в стабильных поставках энергоносителей: «Всем нам нужна стабильная и предсказуемая структура энергетических потоков, и все мы нуждаемся в более развитой энергетической инфраструктуре, например, в такой, которая позволила бы связать Туркмению с рынком Европейского союза через Южный Кавказ». По его словам, Европа поможет Туркмении в реализации различных энергетических проектов. Находившийся в Ашхабаде зампомощника государственного секретаря США Джордж Кролл заявил о безусловной поддержке США планов по диверсификации рынков энергоносителей и маршрутов транзита.