Бойцам «Беркута» приказали арестовать газ. Какой и где, не уточнили...
Фото Reuters
Случившийся вчера захват крупнейшей национальной компании «Нафтогаз Украины» силами Службы безопасности Украины (СБУ) при поддержке спецподразделения «Беркут» только по форме напоминал начало государственного переворота. «Не надо это сравнивать, например, с захватом «Газпрома» силами ФСБ. В Украине все контролируется кланами. Им подчинены и национальные компании, и силовые структуры. Поэтому события в «Нафтогазе» – это не переворот, а, по существу, только бизнес-склока», – заверил «НГ» высокопоставленный чиновник.
Собеседник «НГ» согласился, что причиной беспрецедентного происшествия стала продолжающаяся теневая война президента Виктора Ющенко и премьера Юлии Тимошенко. Если во вторник Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) дал решающие полсотни голосов за отставку министра иностранных дел Владимира Огрызко, то уже в среду президентская сторона «делом «Нафтогаза» показала, кто в доме хозяин.
Удар со стороны президента был нанесен в момент, когда Юлия Тимошенко находилась с рабочим визитом во Франции, руководитель «Нафтогаза» Олег Дубина – на больничном, а его заместитель Игорь Диденко был вызван с докладом к президенту. Собиравшаяся в дорогу Тимошенко знала, что обстановка накаляется. Она сообщила журналистам в аэропорту: «Вчера ночью (с 3 на 4 марта. – «НГ») был арестован Тарас Шепитько (начальник отдела энергетической таможни. – «НГ»). В СБУ его заставляли растаможить закупленные «Нафтогазом» 11 миллиардов кубометров газа на компанию «РосУкрЭнерго».
В связи с этим Верховная Рада потребовала отчет о происходящем от и.о. руководителя СБУ Валентина Наливайченко. Он был в командировке, поэтому с докладом в парламент пришел замглавы СБУ Валерий Хорошковский. Он заявил, что таможня является коррумпированным органом, а поэтому арест рядового сотрудника – обычное дело. Это вызвало возмущение депутатов, ведь сам Хорошковский только месяц назад «сбежал» в СБУ с поста руководителя Государственной таможенной службы Украины. Это произошло ровно в тот момент, когда Тимошенко взялась наводить порядок в структурах таможни, и Хорошковскому грозила отставка. Дело касалось как раз тех 11 млрд. куб. м газа, которые ранее принадлежали «РосУкрЭнерго», а в январе, по словам Юлии Тимошенко, были с согласия «Газпрома» выкуплены компанией «Нафтогаз Украины». Запутанная предыстория не помешала вчера Хорошковскому на голубом глазу обвинить руководство правительства в покрывательстве махинаций и теневых схем.
Пока депутаты готовились направить запрос в Генпрокуратуру, офис «Нафтогаза» в центре Киева захватили неизвестные вооруженные люди в масках. Спустя пару часов СБУ признала, что в помещение ворвались следователи и их охрана. Пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко пояснила: «Происходят обычные следственные действия в рамках расследования уголовного дела по факту завладения должностными лицами компании «Нафтогаз» 6,3 миллиарда кубометров транзитного газа». Она уточнила, что дело было возбуждено еще 2 февраля, но в начале марта некие депутаты стали препятствовать работе следователей, из-за чего их обычная работа превратилась в «маски-шоу».
Сотрудник «Нафтогаза», с которым удалось связаться корреспонденту «НГ», опроверг слова Остапенко: «Во-первых, они ворвались, не представляясь, закрыли в кабинете главного бухгалтера и требовали от нее секретные документы, показания, подписи.
Они довели женщину до сердечного приступа, а потом не сразу пропустили к ней бригаду «скорой помощи». Они даже руководство компании пытались не пускать в офис┘» – коротко рассказал собеседник газеты. По его словам, несколько депутатов от БЮТ все же прошли в здание «Нафтогаза», хотя им пришлось вступить в рукопашную схватку с бойцами «Беркута». В момент, когда номер готовился к печати, стало известно, что милиция стала подтягивать свои силы к офису. Формально – для выяснения обстоятельств случившегося. Но, учитывая, что глава МВД Юрий Луценко считается человеком из команды Юлии Тимошенко, нельзя было исключить противостояния между СБУ и МВД. Подобное уже происходило.
Вчера с воззванием к рядовым сотрудникам СБУ выступил вице-премьер Александр Турчинов – правая рука Тимошенко, который в 2005 году руководил Службой безопасности Украины. Он призвал «не выполнять преступный приказ»: «Это попытка изъять оригиналы документов, на основании которых осуществляются расчеты с «Газпромом» и на основании которых работает «Нафтогаз».
Спикер Верховной Рады Владимир Литвин предрек Украине катастрофические последствия. Фото ИТАР-ТАСС |
Соратники Тимошенко были уверены, что президент санкционировал захват с целью сорвать выполнение подписанных в январе газовых соглашений. «Логика такова: раз «Газпром» в ответ на отставку Огрызко любезно пообещал не применять к «Нафтогазу» штрафные санкции за недобор контрактных объемов газа, так ударим по «Нафтогазу» – пусть, мол, русские не радуются», – сказал источник «НГ». И.о. руководителя компании Игорь Диденко, пытаясь войти в свой офис, сказал, что не понимает происходящего. Выйдя из секретариата президента, Диденко был ошарашен новостями: «Деятельность «Нафтогаза» была и остается законной. Если у некоторых руководителей слабо с головой, то я им не доктор».
Премьер Тимошенко лаконично отреагировала на произошедшее из Парижа: «Это показательная порка». Между тем некоторые ее соратники рассматривали возможность ареста премьера по возвращении домой. Не исключали такого сценария и отдельные политологи. Но большинство сходилось в том, что Ющенко не станет таким образом обострять отношения с Западом и заодно повышать рейтинг своей главной соперницы на президентских выборах. Эксперты уверены также, что соратники главы государства действовали не только в поддержку компании «РосУкрЭнерго», но и для подтверждения статуса Ющенко как «хозяина в доме».
Оценивая происходившее в среду в Киеве, спикер Верховной Рады Владимир Литвин заявил: «Вывод напрашивается один: страна разваливается, а мы констатируем, что она разваливается».
На момент сдачи номера в печать стало известно, что Шевченковский районный суд Киева приостановил следственные действия по уголовному делу в отношении «Нафтогаза» и сотрудника таможни Тараса Шепитько. Параллельно в здании компании начала работу оперативно-следственная группа СБУ. Появился и комментарий со стороны Ющенко. Замглавы секретариата Роман Безсмертный сообщил, что президент был увлечен изучением отчета киевского мэра и мог ничего не знать о происходящем.
Киев