Белорусам предоставляется возможность вернуться в европейскую семью.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Европа поможет Белоруссии бороться с кризисом, об этом вчера заявил в Минске Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности ЕС, генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана. А члены делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) конкретизировали это заявление, уточнив, что Россия не сможет в полной мере помочь Белоруссии, потому ЕС окажет Минску финансовую поддержку. И она будет способствовать возвращению белорусов в европейскую семью.
Встречи Хавьера Соланы в Минске начались с беседы с представителями оппозиции. Именно там европейский чиновник заявил, что Европа намерена помочь Белоруссии бороться с последствиями мирового финансово-экономического кризиса. Об этом «НГ» рассказал участник этой встречи экс-кандидат в президенты Белоруссии Александр Милинкевич. По его словам, Солана заявил о том, что в условиях кризиса участие в программе Восточного партнерства жизненно важно для Белоруссии.
Несмотря на то что широкой общественности подробно не сообщалось о содержании разговора Соланы с президентом Александром Лукашенко, но того, что процитировало белорусское телевидение, достаточно, чтобы понять – кризис и его последствия для республики стали предметом обсуждения.
Тема помощи Белоруссии отражена и в высказываниях еще одного европейского чиновника. Глава Комиссии по политическим вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы Горан Линдблад, рассказывая журналистам об итогах встречи делегации этой организации с властями Белоруссии, заявил, что финансовый кризис будет способствовать возвращению Белоруссии «в семью европейских народов». При этом он вспомнил и про Россию. «Думаю, финансовый кризис поможет нам в этом, ведь одна Россия не сможет помочь Белоруссии. Ей потребуется финансовая помощь Европы».
Возможные размеры финансовой помощи официально не назывались. Как ранее заявляли европейские чиновники, в рамках программы Восточное партнерство на Белоруссию может быть израсходовано около 600 млн. евро. В то же время эксперты в Минске полагают, что в силу особой заинтересованности ЕС в сотрудничестве с Белоруссией на данном этапе речь может идти и о каких-то других формах сотрудничества и соответственно суммах вливаемых средств. Как неоднократно подчеркивали все посещавшие Минск европейские чиновники и бизнесмены, снятие печати изоляции с властей Белоруссии – сигнал, что в эту страну можно инвестировать, ей можно давать кредиты. На прошлой неделе, кстати, Лукашенко уже напоминал, что МВФ дал Белоруссии кредит на лучших условиях, нежели это сделала Россия. «Мы одолжили у них деньги. По ставке Libor +3% мы получаем от них кредит, а от МВФ – Libor +0,75%. Так у кого выгоднее? Нам Запад выгоднее дает кредит, чем Россия!» – пояснял Лукашенко.
Тот факт, что европейский чиновник такого уровня, как Солана, приехал в Белоруссию и встретился с Лукашенко, а также прозвучавшие по итогам визита заверения в позитивности диалога свидетельствуют о действительном потеплении отношений Белоруссии и ЕС. В то же время разногласия у сторон остаются. Как заявил журналистам Горан Линдблад, власти Белоруссии принципиально против присутствия оппозиции в парламентской делегации в ПАСЕ. Дескать, если в парламенте нет оппозиции, то ее не должно быть и в делегации. О том, что ЕС не должен слушать «наветов» на режим оппозиции, говорил Солане и Лукашенко. При этом он называл оппозицию посредником в диалоге Белоруссии и ЕС и предлагал избавиться от такого посредничества. Однако, как пояснил «НГ» Милинкевич, Хавьер Солана пообещал, что такие условия диалога, как отказ от политических преследований, демократизация и предоставление свободы СМИ, остаются ключевыми при налаживании взаимоотношений с Евросоюзом.
Минск