Горные красоты Джавахети не располагают к шпионским скандалам.
Фото Дианы Петриашвили
Тбилисский суд вчера приговорил к предварительному двухмесячному заключению активистов армянской общины региона Джавахети Григора Минасяна и Сергея Акопджаняна. Они обвиняются в создании незаконной вооруженной группировки и шпионаже. На правосудие не подействовали ни острые заявления различных организаций Армении и Джавахети, ни реакция ряда депутатов Национального собрания (парламента) соседней страны.
Григор Минасян – директор Молодежного центра города Ахалцихе и Сергей Акопджанян – глава благотворительной организации «Шарль Азнавур» были задержаны полицией 22 января. За несколько часов до ареста Минасяна полиция провела обыск центра, изъяла какие-то книги и жесткие диски компьютеров. Его самого задержали, высадив из маршрутки, следовавшей, по одним данным, в соседний городок Ахалкалаки, а по другим – в Армению. Все это было заснято на видеокамеру прибывшими из Тбилиси сотрудниками МВД. Арест Акопджаняна прошел тривиальнее – его взяли на похоронах.
Произошедшее вызвало протест организаций Джавахети – грузинского региона компактного проживания армян, выступивших с обвинениями в адрес властей в притеснении этнических меньшинств, невнимании к региону и призывом к мировому сообществу обратить внимание на «вопиющие нарушения прав этнических меньшинств и на «нарушение международных обязательств, взятых властями Грузии, в отношении проживающих на территории страны народов».
Острой оказалась реакция и в Ереване. Местная пресса не поленилась вспомнить другие случаи арестов армян в Грузии. Депутат парламента Ширак Торосян призвал руководство страны «сделать задачей номер один проблемы джавахетских армян в повестке армяно-грузинских отношений». «Власти Армении в этом вопросе должны предпринять конкретные шаги на высшем уровне», – заявил Торосян на специальной пресс-конференции во вторник. Эксперт аналитического центра «Митк» («Мысль») Ваэ Саркисян утверждает, что единственной «виной» Минасяна может быть то, что он незадолго до ареста крестил в неработающей армянской церкви Сурб Ншан, на которую претендует Грузинская православная церковь (ГПЦ), своих детей и племянников.
Между тем ситуация не так проста. В МВД Грузии «НГ» предложили обратить внимание на то, что в Джавахети функционирует около 50 НПО, «часть которых периодически выступает с очень острыми, болезненными, зачастую необъективными заявлениями в адрес властей, однако проблемы с задержаниями активистов бывают только у одного-двоих из них – их деятельность вполне соответствует российскому плану отторжения грузинских земель». «Суд вынес решение. Без доказательств это не произошло», – сказал собеседник.
Видный представитель армянской диаспоры, главный редактор газеты «Врастан» («Грузия») Ван Байбурт заявил «НГ», что община следит за процессом. «Нам сказали, что для задержания Минасяна и Акопджаняна имелись веские основания: есть запись телефонных разговоров, а определенные действия арестованных носили провокационный характер и были направлены на дестабилизацию ситуации в регионе», – сказал «НГ» Байбурт. По его словам, положение в Джавахети действительно непростое, народ живет в сложных условиях и этим «пользуются силы вне Грузии, желающие раскачать лодку». «После вывода российской военной базы из Ахалкалаки, на которой работало немало местных, регион действительно оказался в тяжелом социальном положении. Но власти задействовали целевую программу, благодаря которой только за прошлый год на различных объектах были трудоустроены почти тысяча человек. Приводятся в порядок школы, больницы, дороги, другая инфраструктура, и сейчас в Грузии есть более проблемные регионы, чем Джавахети», – считает Байбурт.
Эту оценку с оговорками разделяет еще один представитель армянской общины, глава Общегражданского движения «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян. «Обвинения в создании вооруженных формирований или в попытке государственного переворота мне лично видятся несостоятельными. Руководство МВД – выходцы из Джавахети, которые при каждом случае повторяют, что полностью контролируют ситуацию в «проблемном регионе». И что получается – под их носом создавались военизированные отряды, или они противоречат себе? К тому же во время обысков в домах и офисах арестованных никакого оружия не нашли», – заявил «НГ» Степанян. А вот обвинение в шпионаже – серьезнее, поскольку, по его словам, под «эту формулировку можно много чего притянуть, тем более когда имеются записи телефонных разговоров, при том, что оба арестованных имели частые контакты с одной политической партией Армении, представленной в парламенте и имеющей налаженные связи за рубежом». «Впрочем, надо дождаться окончания процесса», – сказал Степанян.
Государственный министр по реинтеграции Темури Якобашвили, комментируя ситуацию, сказал «НГ», что «обвинения против задержанных серьезные». «Ни в коем случае не хочу бросать тень на подавляющее большинство жителей Джавахети – это законопослушные граждане, благодаря чему в регионе спокойная управляемая обстановка. Но есть небольшие группы, которые мутят воду, действуют по вполне определенному заказу соседнего государства, прикрываясь вывеской НПО. Деятельность одних уже пресечена, других ожидает та же участь», – сказал Якобашвили «НГ». Что же касается резких заявлений из Армении, то, по словам госминистра, они принадлежат либо людям, которые не понимают ситуации в Джавахети, либо «политическим авантюристам». «Семья, как говорится, не без урода. А руководству и народу Армении, уверен, хватит мудрости, чтобы понять, на кого работали задержанные армяне», – сказал «НГ» Якобашвили.
САМЦХЕ-ДЖАВАХЕТИ – объединенный край на юге Грузии, состоящий из четырех районов. Население – около 240 тыс. человек, из которых более 50% – армяне. При этом в двух из четырех районов армяне составляют около 90% населения.