Сегодня в Сухум экстренно прибывает руководитель российского государственного ОАО «Интер РАО ЕЭС» Евгений Дод. В понедельник президент Абхазии Сергей Багапш высказал острое недовольство по поводу подписания соглашения о совместном использовании Ингури ГЭС между российской компанией и Министерством энергетики Грузии. «Власти Абхазии не допустят ущемления интересов республики при эксплуатации», – заявил абхазский лидер.
«Переговоры между грузинским энергетическим ведомством и представителями российской компании по вопросам совместной эксплуатации Ингури ГЭС состоялись в конце прошлого года, и по их итогам был подписан меморандум. Полноценный же договор предполагалось оформить в марте», – сообщил «НГ» представитель Министерства энергетики Грузии.
Собеседник опроверг предположение о том, что переговоры носили секретный характер. Он также не согласился с тем, что договор может усилить энергетическую зависимость от России. По его словам, грузинская сторона ничем не рискует, поскольку «Интер РАО», владеющая в Грузии рядом объектов, гарантирует выполнение обязательств под залог акций тбилисской электрораспределительной компании «ТЭЛАСИ» и АО «Мтквари энергетика» (два блока тбилисской ГРЭС). Кроме этого российская компания владеет парой мелких энергообъектов и осуществляет управление ГЭС «Храми-1» и «Храми-2».
В заявлении представителя Минэнерго о прозрачности переговоров все-таки можно усомниться. Дело в том, что о состоявшихся в канун Нового года переговорах грузинской общественности стало известно позднее. Зато, когда поднялся шум, министру энергетики Александру Хетагури пришлось выступить в парламенте с пояснениями. Однако его аргументы о том, что после заключения договора 100% акций останутся в собственности Грузии, заверения в том, что речь идет лишь о совместной эксплуатации станции и что на грузино-абхазском коллективе Ингури ГЭС это не отразится, и, наконец, высказанное опасение по поводу того, что с учетом политического и военного расклада ГЭС реально может оказаться в распоряжении только абхазской стороны, депутатам, в том числе некоторым из пропрезидентского большинства, показались неубедительными. Позиционирующий себя с парламентской оппозицией, лидер движения выходцев из Абхазии «Мы сами» Паата Давитая потребовал прекратить переговоры с российской компанией и аннулировать уже достигнутые соглашения. Надо сказать, что в этом требовании он не был одинок.
Теперь выясняется, что и для Сухума соглашение по Ингури ГЭС оказалось неприятной неожиданностью. «Руководство Абхазии готово вести переговоры с «Интер РАО ЕЭС» о сотрудничестве в энергетической области, но не подпишет никакого соглашения, которое ущемляло бы интересы нашей республики и народа», – заявил Сергей Багапш на специальном совещании в Сухуме в понедельник. Президент высказал недовольство подписанным меморандумом о совместной эксплуатации крупнейшей в регионе гидроэлектростанции и напомнил, что на грузинской стороне находится только плотина, тогда как на абхазской – все основные сооружения и пульт управления. «Грузия может делать заявления о том, что является собственником всех объектов на территории Абхазии, но на деле это не так. Ингури ГЭС находится на нашей территории, принадлежит нам, и никакие договоры и соглашения, подписанные за нашей спиной, без учета наших интересов, не будут иметь никакой силы», – заявил Багапш.
Специалист по вопросам Кавказа, член экспертного совета РИА Новости Мамука Арешидзе выразил недоумение происходящим. «Грузинские власти, на мой взгляд, демонстрируют непоследовательность: принимают законодательный акт об оккупированных территориях, а чуть позже заключают соглашение, по этой логике, с оккупантом о совместной эксплуатации стратегического объекта», – заявил он «НГ».
Впрочем, до совместной эксплуатации дело, видимо, сейчас не дойдет. Во всяком случае, до полного прояснения ситуации. «Мы надеемся, что решение российской компании заключить в обход Сухума договор с Тбилиси не является недооценкой нашего суверенитета», – заявил «НГ» министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. Министр предположил, что действия россиян могли быть продиктованы экономическими интересами, «к этому их вынудила грузинская сторона». «Сегодня мы ожидаем приезда представителя «Интер РАО» и надеемся получить исчерпывающие ответы. В любом случае какой-либо договор по Ингури ГЭС может быть подписан только с нашим участием, с учетом наших интересов, и никак иначе», – сказал Шамба. При этом глава внешнеполитического ведомства Абхазии дал понять, что если инцидент не будет исчерпан, то МИД может выступить с нотой протеста. «Надеюсь, что до этого дело все-таки не дойдет», – заключил министр.