Узбекистан подал заявку на выход из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Об этом «НГ» сообщили в МИД РФ. Официальная нота в секретариат организации уже поступила. Ожидается, что на днях, согласно уставу ЕврАзЭС, членство Узбекистана в этой организации будет приостановлено.
Выход из ЕврАзЭС Узбекистан объясняет неэффективной деятельностью организации, и, как следствие, бессмысленностью пребывания в ней. Как утверждает официальный Ташкент, конкретных дивидендов от членства в организации нет никаких, поэтому предпочтение будет отдано сотрудничеству на двусторонней основе. По мнению руководства республики, на пространстве СНГ параллельно функционируют две организации - ЕврАзЭС и ОДКБ, и было бы рационально объединить эти структуры. Однако источник в МИДе РФ заметил «НГ», что «ОДКБ и ЕврАзЭС – две различные организации с различными функциями, и на нынешнем этапе их объединение не представляется возможным». По его словам, в Москве к решению Ташкента отнеслись спокойно, поскольку речь пока идет о приостановке деятельности. «В любом случае ЕврАзЭС не потеряет сильно, поскольку, числясь с 2006 года в альянсе, Узбекистан до сих пор не ратифицировал все соглашения», – заявил «НГ» собеседник.
Решение Ташкента о выходе из организации, как сказали «НГ» в аппарате ЕврАзЭС, не стало большим сюрпризом. «В принципе дело шло к этому. Например, в октябре Ташкент не поставил визу для реализации одного из проектов. Впрочем, и под рядом других документов Узбекистан не торопился ставить свою подпись», – сказали «НГ» в аппарате ЕврАзЭС.
«Узбекистан, видимо, решил пойти своим особым путем. Выход из ЕврАзЭС не объясняется ни логически, ни экономической политикой республики, ни ее внешней политикой», – заявил «НГ» эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов. По его мнению, возможно, корень решения президента Ислама Каримова следует искать в желании наладить крепкие связи с новой администрацией США, которая, как предполагается, будет развивать энергетические проекты со странами Центральной Азии, а также может помочь в разрешении проблемы использования водных ресурсов региона. «Для завоевания симпатии Вашингтона Ташкент мог принести такую своеобразную жертву», – предположил Солозобов.
Версию «водного фактора» разделяет аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. По его мнению, демарш Узбекистана вызван тем, что в рамках ЕврАзЭС стране не удалось добиться хотя бы понимания своей позиции по вопросу использования водных ресурсов региона. «Ташкент неоднократно на разных форумах обращался с предложением урегулировать водную проблему. Его позиция заключалась в отказе от строительства гигантских гидроэнергетических сооружений на трансграничных реках, к которым он требовал отнести Амударью, Сырдарью и их притоки. Ислам Каримов не нашел понимания в этом ни в регионе, не в формате ЕврАзЭС», – заявил «НГ» Куртов.
По другой версии, в выходе Узбекистана из ЕврАзЭС нашли отражение особенности экономической политики, проводимой Исламом Каримовым. Узбекистан отстал от своего соседа Казахстана, с кем конкурирует за лидерство в регионе. В этих условиях некоторые положения ЕврАзЭС (например, о введении единого таможенного тарифа) Узбекистан попросту не устраивают: экономика этой страны базируется на жестком государственном регулировании, и те действия, которые выравнивают положение Казахстана, России, Белоруссии внутри самой ЕврАзЭС, экономика Узбекистана не выдержит.
Есть еще одна версия. По мнению некоторых наблюдателей, решение Ташкента может объясняться влиянием западных эмиссаров, зачастивших в последнее время в Узбекистан. Евросоюз уже отменил санкции, которые были введены против республики после андижанских событий 2005 года, при том, что узбекская сторона лишь частично выполнила условия Запада. И теперь от Ташкента можно ожидать новых неожиданных решений.
Напомним, что в ЕврАзЭС входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и пока Узбекистан, а Армения, Украина и Молдавия имеют статус наблюдателей.