Каха Кукава, как и другие лидеры ООГ, отложил претензии к властям до ухода российских войск из Грузии.
Фото автора
Грузия вчера ожидала приезда делегации Евросоюза и вестей из Гааги. Президент председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози, еврокомиссар Хавьер Солана и руководитель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу прибыли в Тбилиси вечером из Москвы, где встречались с президентом России Дмитрием Медведевым. А в Гааге в понедельник Международный суд ООН приступил к рассмотрению иска Грузии против России.
Тбилиси направил иск в Гаагу 12 августа, практически сразу после окончания активных боевых действий в Южной Осетии. В своем обращении, подготовленном совместными усилиями ряда министерств и ведомств, Грузия обвиняет Россию в нарушении международной Конвенции об устранении всех форм расовой дискриминации. В исковом заявлении утверждается, что Москва «через свои государственные органы и другие учреждения, исполняющие государственную власть, официальных и других лиц и через югоосетинских и абхазских сепаратистов, действовавших по указанию или под руководством и контролем Российской Федерации, совершила серьезные нарушения своих фундаментальных обязательств по Конвенции». Грузия также просит суд ООН «обязать Российскую Федерацию принять все необходимые меры для соблюдения проистекающих из Конвенции обязательств». При этом она, обращая внимание на то, что за период с 1990-х годов по сегодняшний день Россия в той или иной форме была причастна к тому, что конфликтные зоны Грузии покинули в общей сложности до 400 тыс. этнических грузин, оставляет за собой право обвинить Россию в нарушении Конвенции о предотвращении преступления геноцида и наказании за него.
Россия внесла в Гаагский суд ответный иск, фактически с тем же набором обвинений в геноциде абхазского и осетинского народов в адрес Грузии. Планировалось, что в понедельник будут заслушаны первоначальные выступления истца и ответчика. Сегодня и завтра последуют ответные выступления. После этого ожидается, что суд вынесет решение. Причем решение Международного суда ООН не подлежит обжалованию ни в какой другой судебной инстанции.
Государственный министр Грузии по реинтеграции Темури Якобашвили заявил «НГ», что Тбилиси ждет справедливого решения Международного суда ООН. «Мы направили в Гаагу достаточно фактов и доказательств этнических чисток грузин в Южной Осетии, осуществленных при содействии российских войск. Ответственность за все, что происходит на оккупированных территориях, несет страна-оккупант – т.е. в данном случае Россия», – заявил «НГ» Якобашвили. При этом он воздержался высказать прогноз о решении суда – «процесс только начался», заметив, правда, что ответный иск России к Грузии является «примитивной попыткой уйти от ответственности».
Что же касается визита делегации ЕС, то ожидания Тбилиси, по словам госминистра, связаны сейчас с выполнением Москвой всех шести пунктов плана Саркози и, в частности, с освобождением оккупированных территорий – «причем речь идет о всей Грузии, частями которой являются Абхазия и Южная Осетия». «Но пока не похоже, что президент России готов выполнить условия соглашения с президентом Франции – в том же Поти российские войска буквально зарылись», – сказал «НГ» госминистр.
Известный юрист, один из лидеров Объединенной оппозиции Грузии (ООГ) Каха Кукава полагает, что Международный суд вынесет правовые оценки этнических чисток грузин, осуществленных в Абхазии и Южной Осетии. «Мир не должен допустить повторения страшных явлений, присущих сороковым годам прошлого столетия. Если были даны соответствующие оценки аналогичным событиям в бывшей Югославии, то почему Гаагский суд должен закрыть глаза на массовые нарушения прав человека в грузинских автономиях?!» – заявил Кукава «НГ». По его мнению, Россия получит чувствительный удар – процесс в Международном суде, безусловно, отразится на ее международной репутации, что «гораздо хуже, чем какие-то санкции». «Попытки восстановить СССР, что выражается, в частности, и в признании Абхазии и Южной Осетии, – это шаг назад для Москвы. Эти действия уже получили политическую оценку мирового сообщества, а последствия проявятся несколько позднее, отразятся, скажем, на развитии российской экономики, которой будет трудно без западных инвестиций», – сказал «НГ» Каха Кукава.