Главный итог визита в субботу президента Турции Абдуллы Гюля в Ереван – договоренность с армянским коллегой Сержем Саргсяном продолжить диалог. В ходе встречи армянский лидер высоко оценил предложение Анкары по созданию «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе» (ПССК). Эта инициатива обсуждалась в воскресенье в Москве главами МИД России и Азербайджана Сергеем Лавровым и Эльмаром Мамедъяровым.
Азербайджанский политолог Расим Мусабеков предложение Анкары по созданию ПССК – структуры, похожей на ОБСЕ, называет вполне закономерным. «События в Грузии со всей очевидностью продемонстрировали огромные угрозы для Южного Кавказа, способного стать полем битвы между Западом и Россией, что ничего хорошего региону не сулит. Турция – член НАТО и будет нести все риски, ей есть что терять, и она прилагает все усилия для разрядки», – сказал «НГ» Мусабеков. По его словам, ситуация на Южном Кавказе близка к драматической: помимо грузинских конфликтов, большим кровопролитием чревато возобновление карабахского конфликта не меньше отравляют атмосферу неурегулированные армяно-турецкие отношения. «Россия подталкивает Армению к действиям, которые могут понизить температуру в регионе. С другой стороны, события в Грузии показали, как легко Армению изолировать от внешнего мира, при том что другой ее сосед – Иран – в своей политике нестабилен. Таким образом, нормализация отношений с Анкарой становится для Еревана приоритетной задачей», – заявил «НГ» профессор Мусабеков. Это, по его мнению, отвечает и российским интересам в регионе – Москва и Ереван коммуникационно оказались отрезанными друг от друга. В этом свете стоит ожидать, что Россия может начать продвижение хотя бы частичного решения карабахской проблемы: добиваться силой от Баку пути в Армению Москва не будет, а попытаться договориться можно. «Россию вряд ли устраивает имидж, сложившийся на мировой арене после войны в Грузии, и она может его подправить действиями в карабахском или приднестровском направлении», – сказал «НГ» профессор Мусабеков.
По мнению руководителя Центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степана Григоряна, нормализация турецко-армянских отношений соответствует интересам Еревана настолько, насколько интересам Анкары и даже Баку. «Война в Грузии продемонстрировала хрупкость связей Еревана с миром и одновременно слабость ставки только на одну транзитную страну: все проекты – энергетические и транспортные – остановились. Если же в них участвовала бы и Армения, скажем, экспорт углеводородов на Запад не прекратился бы ни на минуту», – считает Григорян. По его мнению, визит Абдуллы Гюля в Ереван стал огромным шагом в психологическом плане. Практическим же подкреплением нормализации отношений может стать скорое открытие границы, закрытой Анкарой 15 лет назад. «А уже после этого, думается, через Армению в Турцию могут быть построены небольшие страховочные ответвления транзитных газо- и нефтепроводов», – заявил Григорян «НГ», подчеркнув, что такая перспектива вполне отвечает задачам ПССК.
Доктор политологии из Берлина Ашот Манучарян считает, что идея Турции по созданию ПССК, поддержанная Арменией, призвана, с одной стороны, нейтрализовать российскую военную политику, а с другой – усилить позиции Турции. «Начинается геополитическая игра, в которой ясны не все цели ее участников. Война в Грузии, признание Россией Абхазии, Южной Осетии, симптомы нормализации армяно-турецких отношений встревожили Баку по карабахскому вопросу. Этим обусловлен его фактический отказ открыто приветствовать политику США в Грузии, что проявилось в ходе недавнего визита вице-президента Дика Чейни в Баку, и блиц-визит главы МИДа Мамедъярова в Москву для обсуждения с коллегой Лавровым турецкой платформы безопасности и ситуации на Южном Кавказе в целом», – заявил эксперт «НГ». Вместе с этим он скептически оценивает возможности практической реализации ПССК с учетом глубины конфликтов в регионе и неопределенности их решений.