Российские войска покинули Грузию, но оставили за зоной конфликта дополнительные миротворческие посты.
Фото Reuters
Российские военные не намерены покидать грузинский порт Поти. По мнению Генштаба ВС РФ, грузинские Вооруженные силы восстанавливают свой потенциал и готовятся к новой агрессии. Между тем американский военный корабль USS Mc-Faul в воскресенье прибыл в порт Батуми. Еще два корабля ВМС США прибудут туда позднее. По утверждению американцев, корабли везут гуманитарную помощь для грузинских беженцев. Минобороны РФ в этом сомневается.
Как заявил заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын, российские подразделения будут патрулировать порт Поти, хотя он и не входит в зону безопасности. По словам Ноговицына, с целью пресечения провокаций в районе Поти российские подразделения будут выходить со своих опорных пунктов и действовать в соответствии с обстановкой. «НАТО продолжает наращивать группировку военно-морских сил в Черном море, – сообщил Ноговицын. – Ситуация в его акватории имеет тенденцию к обострению.
Накануне к находящимся в Черном море кораблям Германии и Испании присоединились фрегат ВМС Польши и эсминец ВМС США. Потенциал Вооруженных сил Грузии восстанавливается, грузины активно готовят диверсионные группы. Фактически заявлено о подготовке к третьему конфликту».
Парламент Грузии продлил действие в стране военного положения до 8 сентября 2008 года, заявив, что оно будет действовать до тех пор, пока оккупационные российские войска полностью не будут выведены из страны. Тем временем жители Поти провели 23 августа митинг возле расположенного у города российского блок-поста с требованием немедленно покинуть территорию Грузии.
«Исходя из задач операции по принуждению к миру присутствие российских войск в Поти абсолютно логично, – сказал «НГ» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Если мы оттуда уйдем, это позволит Грузии динамично наращивать свою военную мощь за счет того, что в порт смогут заходить иностранные суда с военным оборудованием. Самым эффективным и дешевым способом доставлять вооружения является переброска их по морю. Если мы сможем этому воспрепятствовать, восстановление грузинской военной машины будет затруднено».
По мнению эксперта, часть натовских кораблей, которые сейчас находятся в Черном море, вошли туда в рамках плановых учений. «Эти корабли не могут доставить вооружения, которые можно было бы передать грузинам, – это боевые корабли, а не транспортные. Отдельная история – транспортные корабли ВМС США, которые сейчас вошли туда из Средиземного моря. Эти корабли могут доставить боевую технику и оружие. Но если в Поти будут российские войска, американцы дважды подумают, стоит ли им туда заходить. Что касается протестов США и местного населения, то население пребывает под жесткой информационной обработкой. Американцы же, по моему глубокому убеждению, являются стороной в конфликте. Они помогали грузинам логистически, они могли помогать им своими системами управления разведки и связи вплоть до наведения на цель грузинских бомбардировщиков. Поэтому американцам лучше бы сейчас помолчать».
Руслан Пухов считает, что возвращение войск на ту линию, на которой они находились до начала грузинской агрессии, невозможно и неприемлемо. «Состоялась война, Грузия ее проиграла, она была агрессором. Естественно, что мы не можем вернуться на те разделительные линии, которые были до 8 августа. Я считаю, что нам целесообразно для исключения повторения агрессии создать буферную зону. И мы оставляем за собой право эту буферную зону патрулировать», – заявил наш собеседник.
Ранее российские военные заявляли также о необходимости создания буферной зоны вдоль всей границы Южной Осетии. Будет ли она создана, пока непонятно. Как заявил замначальника Генштаба ВС РФ Анатолий Ноговицын, на границе Южной Осетии будут две линии миротворческих постов. «Уже образовано восемь постов миротворцев на первой линии и 10 постов – на второй», – сообщил Ноговицын. По его словам, на постах налажена система ведения огня.
В настоящее время российские войска выведены из Грузии за пределы первой линии миротворческих постов в зоне безопасности. Между тем правительство Южной Осетии намерено обратиться к российским миротворцам с просьбой об установлении дополнительных постов на границе с Грузией. Как заявил исполняющий обязанности председателя правительства Борис Чочиев, сейчас в прилегающих к границе Ленингорского района республики грузинских селах концентрируются подразделения грузинской армии и полиции. Эту информацию подтвердила глава Комитета по печати Южной Осетии Ирина Гаглоева. Она утверждает, что представители вооруженных формирований Грузии угрожают населению сел Орсочан, Абрев и Цинагар Ленингорского района, требуя покинуть свои дома, поэтому «всю ночь жители трех сел провели в лесах».
«Буферная зона, зона безопасности на границе Южной Осетии необходима, – заявил «НГ» президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. – Ее границы по грузинской территории должны проходить так, чтобы полностью исключить обстрел республики тяжелой артиллерией и системами залпового огня. То есть она должна уходить в глубь грузинской территории минимум на 30 км от административной границы Южной Осетии. У меня нет сомнений, что соблюдение этой зоны должно гарантироваться российскими войсками. Отдельные посты будут эффективны только в том случае, если грузинская сторона будет беспрекословно соблюдать условия перемирия и не будет наращивать там свое военное присутствие. Честно говоря, полностью доверять грузинской стороне неправильно. Россия выступила гарантом Южной Осетии, и она должна обеспечить выполнение Грузией своих обязательств. Я не думаю, что нам надо обращать внимание на то, что скажет Запад. Запад был обязан предотвратить нападение на Южную Осетию, но не сделал этого. Нам нужно проводить свою политику безопасности в этом регионе. Лучше было бы, если бы в Гори вообще не было грузинских войск».