В ночь на среду из зоны грузино-осетинского конфликта опять пришли сообщения о перестрелках в районе населенных пунктов Сарабук и Тлиакана. Грузия утверждает, что югоосетинские формирования пытаются штурмовать высоту Сарабук, захваченную грузинской стороной 4 июля. По мнению собеседников «НГ» в Цхинвали, грузинская сторона ведет огонь по позициям МВД непризнанной республики. Цель – занять эти позиции и отрезать Цхинвали от Джавского района, граничащего с Россией.
Показания сторон, как всегда, противоречат друг другу. В среду командующий миротворческими операциями объединенного штаба Минобороны Грузии, бригадный генерал Мамука Курашвили заявил, что грузинские военные опять отбили атаку осетин, которые попытались захватить высоту Сарабук, контролируемую грузинскими миротворцами с 4 июля (предыдущая такая попытка, по словам генерала, была предпринята в ночь на вторник). В то же время из Цхинвали пришли сообщения о том, что грузинская сторона обстреляла осетинские села Сарабук и Тлиакана. Впрочем, как сообщили наши источники в Южной Осетии, огонь велся в первую очередь по расположенным там постам югоосетинского МВД – на Тлиакане после военных действий лета 2004 года мирных жителей не осталось. «В течение двух последних дней грузинская сторона пытается вытеснить югоосетинские правоохранительные структуры с этих позиций, – сообщила «НГ» глава Комитета информации и печати непризнанной республики Ирина Гаглоева. – Потому что, заняв позиции от Сарабука до Тлиаканы, грузины смогут отрезать Джавский район от Цхинвали и остальной Южной Осетии. Наша сторона в этот раз была вынуждена отвечать. Был ранен сотрудник правоохранительных органов Алборов. В Сарабуке снаряд попал в дом, заполненный людьми». По мнению Гаглоевой, нынешние обстрелы производятся с целью разведки и проверки боеготовности осетинской стороны и свидетельствуют о подготовке Грузией военной операции против Южной Осетии. Глава комитета опровергла слова Мамуки Курашвили о попытках захвата высоты Сарабук. «Такая цель перед нами не стоит, – сказала она «НГ». – Проблемы уже нет. Сейчас контроль над этой высотой принципиальной роли не играет. Там баланс сил. После захвата Сарабука наша сторона заняла другую высоту, с которой можно полностью контролировать позиции грузин на Сарабуке. Да и на Сарабуке они контролируют только небольшой пятачок».
Источники «НГ» в Цхинвали подтвердили, что в начале недели мониторинговая группа миротворцев и ОБСЕ действительно не была допущена осетинской стороной для проверки информации о возведении фортификационных сооружений в районе населенного пункта Чорбаули. Об этом факте сообщил помощник командующего ССПМ (Смешанные силы по поддержанию мира) Владимир Иванов, который утверждал, что группа была обстреляна. «Только их никто не обстреливал, просто взяли и выгнали, – сказал наш собеседник. – В Чорбаули действительно рыли окопы. Вы знаете, что грузинская сторона уже строит здесь фортификационные сооружения, роет окопы, а мы только сейчас спохватились и тоже начали их рыть. У нас нет другого выхода: нам надо защищаться. А ОБСЕ с их двойными стандартами грузинские укрепления просто фиксирует, но не заставляет их убрать. В нашем же случае они, как правило, настаивают на полном прекращении всех работ. Сейчас позиция осетинской стороны такая: грузины зарывают свои окопы, мы – свои». В то же время ответственность за обстрел миротворцев 29 июля наш собеседник полностью возложил на грузинскую сторону. Напомним, что в тот день утром мониторинговая группа попыталась проехать к месту перестрелок, но была обстреляна, причем на месте обстрела подозрительно быстро появились корреспонденты грузинских телеканалов.
«Я как раз сейчас нахожусь в селе Итрапис, на одном из наших постов, обстрелянных вчера ночью, – сообщил «НГ» министр МВД Южной Осетии Михаил Миндзаев. – Огонь по посту был открыт из грузинского населенного пункта Кехви. Все происходит в рамках программы, разработанной Тбилиси на весенне-летний период, согласно которой грузинским военным предписано производить провокационные обстрелы наших постов, вызывая ответный огонь, а потом поднимать шум и под предлогом того, что их обстреливают, продвигать свои посты все дальше и дальше. Они уже выставили так 26 незаконных постов. Хотя до вчерашнего дня действовал категорический приказ не открывать ответный огонь, вчера нам пришлось все же его открыть. В сложившейся обстановке мы намерены усиливать посты, воздвигать фортификационные сооружения, чтобы сохранить личный состав. Мы должны остановить эту ползучую аннексию Южной Осетии».