В то время как российские самолеты остужают горячие грузинские головы, в Тбилиси демонстрируют готовность отразить любую агрессию.
Фото Юрия Симоняна
Грузия отозвала своего посла из Москвы «для консультаций». Подготовка встречи президентов Медведева и Саакашвили остановлена. Грузия требует созыва внеочередного заседания Совбеза ООН по факту нарушения ее воздушного пространства российскими самолетами. Беспрецедентное обострение российско-грузинских отношений происходит на фоне все более явных признаков подготовки Грузии к военной операции против Южной Осетии и маневров российской армии у грузинских границ. «НГ» стало известно, чем еще может ответить Москва на политику Тбилиси.
- Кавказский узел (НГ 14.07.2008): Россия и Грузия оказались на грани военного противостояния.
- ВВС как фактор усмирения горячих голов (НГ 14.07.2008): Российская армия вновь оказалась пешкой, которой жертвуют в политической игре.
Вечером в пятницу грузинский парламент обратился к международному сообществу с призывом «дать жесткую оценку» действиям России в отношении Абхазии и Южной Осетии и поддержать инициативы Тбилиси о замене существующих миротворцев на международные полицейские силы. Как заявили депутаты, «в противном случае грузинская сторона будет вынуждена в ближайшее время предпринять соответствующие правовые меры с целью делегитимации и скорейшего вывода вооруженных сил РФ из зон конфликта». Напомним, что в Абхазии совместно с военными наблюдателями ООН мир поддерживают миротворческие силы СНГ, представленные российским контингентом. В Южной Осетии действуют Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоящие из российского, североосетинского и грузинского батальонов. Тем временем в Тбилиси прибыл срочно отозванный из Москвы «для консультаций» посол Грузии Эроси Кицмаришвили. Грузия отозвала своего посла после того, как МИД России признал, что военные самолеты, 8 июля пролетевшие над территорией Южной Осетии, были российскими. По мнению внешнеполитического ведомства РФ, пролет самолетов позволил предотвратить развитие ситуации по силовому сценарию, «вероятность которого была более чем реальной».
В этот день поступила информация о возможности прямого вторжения грузинских войск на территорию непризнанной республики под предлогом освобождения четырех грузинских офицеров-артиллеристов, задержанных правоохранительными органами Южной Осетии. По утверждению югоосетинской стороны, офицеры были корректировщиками огня и проникли на территорию Южной Осетии для подготовки военной операции. Начальник штаба миротворческих операций Грузии Мамука Курашвили в телефонном разговоре с командующим ССПМ Маратом Кулахметовым прямо угрожал вооруженным вторжением в непризнанную республику.
Примечательно, что в эти дни в Вазиани, в 30 км от Тбилиси, в рамках программ НАТО проходят совместные учения солдат Национальной гвардии США и военнослужащих Грузии, Украины, Армении и Азербайджана под характерным названием «Немедленный ответ-2008». А на территории Южного федерального округа в непосредственной близости от границ с Грузией на прошлой неделе начались крупномасштабные учения Минобороны РФ. Командующий войсками Северо-Кавказского военного округа (СКВО) Сергей Макаров заявил, что в ходе учений отрабатываются действия частей СКВО в условиях обострения обстановки в Южной Осетии и Абхазии и что в случае развития ситуации там по военному сценарию вверенные ему войска готовы прийти на помощь миротворцам.
«О том, что Грузия готовит военную операцию, нам было известно еще 14 мая этого года, – заявил «НГ» министр МВД Южной Осетии Михаил Миндзаев. – Они постепенно подтягивали к нашим границам силы, артиллерию, строили фортификационные сооружения, а 8 июля развернули свои командные пункты, что уже означало полную боевую готовность. Если бы не появились российские самолеты, в этот день началась бы война. Грузинские миротворцы вышли из подчинения командованию ССПМ. Никто не знает, какова сейчас их численность и сколько у них техники. Они самовольно выставляют посты, над которыми вешают миротворческий флаг, но по сути это посты Минобороны Грузии. За час до начала обстрела Цхинвали в ночь с 3 на 4 июля грузинские офицеры, входившие в состав объединенного штаба ССПМ, покинули расположение штаба, а позже вывезли оттуда все свое имущество».
По словам Миндзаева, задержанные офицеры дали показания о том, что занимались организацией работы корректировщиков огня артиллерии и у них была при себе соответствующая документация. «Нахождение в зоне конфликта военнослужащих Минобороны категорически запрещено», – подчеркнул министр.
Тем временем полномочный представитель Южной Осетии в Москве Дмитрий Медоев предложил оснастить миротворцев средствами ПВО и увеличить численность российского и осетинского батальонов в зоне конфликта. «Мандат позволяет довести их численность до 800 человек», – пояснил Медоев (сейчас численность каждого батальона 500 человек. – «НГ»). По его информации, нападение на Цхинвали было назначено на 18 часов 8 июля. «Начиная с 3 июля, когда грузинская сторона инсценировала покушение на Дмитрия Санакоева и захватила высоту Сарабук, шла активная подготовка операции, – сообщил Медоев «НГ». – К вечеру 8 июля на всех объездных дорогах уже стояла тяжелая бронетехника, были оборудованы огневые точки, проведена их пристрелка во время ночных обстрелов города, орудийные расчеты стояли наготове. Российские самолеты произвели облет всех этих позиций на низкой высоте, показали звезды, демонстративно развернулись, выстроились в боевой порядок и еще раз пролетели над ними, имитируя бомбометание. Весь личный состав грузинских расчетов кинулся врассыпную. Это была психическая атака, но при этом самолеты несли боевые снаряды».
Между тем Россия еще далеко не исчерпала свой арсенал способов повлиять на развитие ситуации в регионе. «НГ» удалось получить текст секретного доклада, подготовленного при помощи аналитиков спецслужб и еще минувшей весной прочитанного на закрытом заседании комитета Госдумы РФ по безопасности. В докладе содержится анализ ситуации, сложившейся в зоне грузино-осетинского конфликта и констатируется, что Россия стоит перед дилеммой: «перейти к инициативной стратегии... или пассивно выжидать, как будет проистекать процесс обострения ситуации, и предпринять решительные действия, вмешавшись уже на стадии вооруженного конфликта». В докладе отмечается, что «уступка стратегической инициативы, роль «догоняющей» стороны... крайне невыгодна и бесперспективна». Одной из главных проблем авторы доклада считают низкую эффективность применения миротворческих сил. «С сожалением приходится констатировать, что в нынешних условиях командование Смешанных сил оказалось не готовым к оперативному реагированию на новые вызовы и угрозы, исходящие со стороны нового грузинского режима, – говорится в докладе. – Результатом пассивности миротворческих сил стали почти полное вытеснение постов ССПМ с грузинской территории Зоны Грузино-Осетинского Конфликта (ЗГОК), фактическое блокирование подразделений российского и осетинского миротворческих батальонов в пунктах несения службы, полный переход инициативы в ЗГОК к частям МВД и МО Грузии, сведение функций ССПМ исключительно к пассивному мониторингу происходящих событий».
Доклад содержит ряд рекомендаций российскому руководству, в частности ввести в некоторых районах режим повышенной безопасности, при котором ССПМ полностью берут на себя функции обеспечения правопорядка, и «кардинально пересмотреть стратегию и тактику проводимой в Южной Осетии и Абхазии миротворческой операции в плане более решительного применения существующего мандата на практике».
Авторы доклада считают также целесообразным «объявление Южной Осетии и Абхазии зоной жизненно важных интересов России, исходя из цели обеспечения ее национальной безопасности на южном направлении, включая весь комплекс необходимых мероприятий со всеми вытекающими обстоятельствами».