Сергей Багапш считает, что России в лице Сергея Лаврова можно верить.
Фото Reuters, Сергея Приходько (НГ-фото)
Североатлантический альянс требует объяснений от российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, который 8 апреля заявил, что Россия будет делать «все, чтобы не допустить принятия Украины и Грузии в НАТО». Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай подчеркнул, что российское правительство не уточнило, о каких мерах идет речь. Между тем «НГ» может удовлетворить его любопытство. Нам стало известно о некоторых шагах, которые руководство РФ намерено предпринять в самое ближайшее время в отношении Абхазии и Южной Осетии. Грузии они не понравятся.
По информации, полученной обозревателем «НГ» от источников на Старой площади, президент России вскоре подпишет указ, который будет называться так: «Об основных направлениях развития отношений РФ с Абхазией и Южной Осетией». Текст указа практически готов, сейчас его изучают юристы президентской администрации. Как утверждают осведомленные собеседники «НГ», указ должен дать зеленый свет российским министерствам и ведомствам для установления прямых официальных отношений с аналогичными структурами в непризнанных республиках. Право открывать свои представительства в Абхазии и Южной Осетии получат и российские регионы (которых и до этого никто особенно не ограничивал в контактах с Сухуми и Цхинвали). Правда, как заявили источники «НГ», речь не идет об открытии там российских консульств. «Скорее всего, – пояснил собеседник «НГ», – будет открыто какое-то общее представительство, например, «по защите интересов граждан РФ» в этих республиках». А уже под его крышей разместятся представительства отдельных министерств (например, Минэкономразвития), Федеральной таможенной службы, Пенсионного фонда и других структур.
Будут там и дипломаты, причем действующие. В этом принципиальное отличие схемы, которую намерено реализовать в Абхазии российское руководство, от так называемого тайваньского варианта, о котором говорят ряд экспертов. США, как известно, официально не признавая Тайвань, поддерживают с ним отношения через Американский институт по Тайваню, который представляет собой частную некоммерческую корпорацию. Он уполномочен выдавать американские визы, принимать заявки на оформление паспортов, оказывать помощь американским гражданам и защищать торговые и деловые интересы США на острове. По сути, это неофициальное американское дипломатическое представительство. В нем работают профессиональные американские дипломаты, которые на время своей тайваньской командировки уходят в отставку. Дипломаты, которые будут работать в Абхазии, в отставку уходить не намерены даже на время. Формально, во внутренних документах МИДа, они будут проходить как сотрудники посольства РФ в Грузии. Однако ни аккредитацию в Тбилиси, ни грузинские визы получать они не будут. Да им их никто и не даст.
Вообще наши собеседники призвали не искать никаких аналогий ни с Тайванем, ни с кем-либо еще: в Абхазии и Южной Осетии Россия намерена реализовать свой оригинальный сценарий. Проект президентского указа первоначально готовился в МИДе. Однако при прохождении по бюрократическим каналам президентской администрации он, возможно, претерпел какие-то изменения. Наши собеседники очень надеются на то, что он будет подписан еще до инаугурации нового президента. Потому что неизбежная с приходом нового первого лица смена «бюрократического караула» в коридорах власти может привести к тому, что весь многотрудный процесс бесконечных согласований придется начинать заново. И принятие этого очень важного, по мнению экспертов, документа может затормозиться.
«Возможно, сейчас не лучший момент для принятия радикальных решений, – считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин. – Чиновники стараются угадать, что понравится новому президенту, что нет. Поэтому ведут себя крайне осторожно. Я думаю, что решение о формальном признании надо затянуть до декабря – не стоит начинать президентство Медведева с шагов, которые резко осложнят его отношения с Западом. Признание Абхазии несет в себе элемент риска. Но вместе с тем лучше рискнуть сегодня, потому что завтра эти решения обойдутся дороже. Тема Косово не будет вечно актуальной. Сейчас наши шаги в отношении непризнанных республик встретят понимание в мире как ответ США на признание Косово. Если же мы не решим проблему сейчас, то она напомнит о себе ближе к Олимпиаде. Пример у всех перед глазами: Китай–Тибет».
Депутат полагает, что высшее руководство России настроено более радикально, чем Госдума и МИД, и склоняется к признанию Абхазии и Южной Осетии. Но этот шаг должен быть очень хорошо подготовлен. «До декабря нужно сделать все предварительные шаги, включая открытие авиа- и морского сообщения. Необходимо также наращивание контингента миротворческих сил до того уровня, который был ранее согласован. Сейчас этот контингент на треть ниже согласованного». Затулин также считает целесообразным заключение договоров об экономическом и культурном сотрудничестве между Россией и Абхазией, Россией и Южной Осетией. «Я предлагал поступить точно так же, как поступают США: не признавая Тайвань, они имеют с Тайванем договор о военном союзе, – говорит депутат. – Правда, тему военного сотрудничества я не поднимал. Но даже в таком виде мое предложение на заседании комитета не прошло, некоторые депутаты посчитали, что договор с непризнанной страной невозможен. Хотя пример США показывает, что договор возможен даже с непризнанной страной».
Известный эксперт по проблемам Кавказа Алан Касаев не уверен, что документ будет подписан именно сейчас, в последний месяц президентства Путина. «Это все-таки очень серьезный шаг, – говорит он. – С другой стороны, Медведев тоже с этого начинать не будет, и вопрос отложится до осени. Если указ выйдет до парламентских выборов в Грузии, то это крайне негативно скажется на шансах оппозиции их выиграть, с этой точки зрения момент выбран неудачно. Хотя в принципе открытие представительств РФ в непризнанных республиках вполне возможно и юридически обосновано. Поскольку у большинства населения там имеется российское гражданство, у них есть проблемы во взаимодействии с органами власти РФ. Так что открытие представительств обосновано необходимостью защиты их интересов. Реакция Грузии, конечно, будет очень агрессивной, но ограничится риторикой. На разрыв дипломатических отношений Грузия не пойдет, а больше она ничего не может сделать».
Другой наш собеседник, российский дипломат, долгое время проработавший в Грузии, напротив, полагает, что момент для принятия подобных решений сейчас самый подходящий. «В штатах республиканская администрация как раз сдает дела. Бушу сейчас ввязываться во все это не с руки, потому что ему надо создать хотя бы видимость того, что российско-американские отношения «сдаются» в хорошем состоянии, – утверждает дипломат. – Кандидаты на президентский пост тоже не будут особенно по этому поводу выступать, потому что американского избирателя мало занимает сейчас внешнеполитическая проблематика. Если даже Ирак отошел для американцев на задний план, могут ли выйти на первый план проблемы Абхазии и Южной Осетии? Сомнительно. Когда новый президент США будет избран, ему понадобится еще несколько месяцев, чтобы как-то сориентироваться. К тому времени махать руками будет довольно поздно. Конечно, американцы выскажут свое неудовлетворение, возможно, в жесткой форме. Но я не верю, что они предпримут какие-то практические шаги. У Грузии я тоже не вижу никаких возможностей что-то предпринять. Ну что они могут? Сами они вообще ничего не могут. Они, конечно, обратятся за помощью к США. Но там вряд ли захотят связываться с этой проблематикой, потому что нынешней администрации показывать американо-российские отношения в негативном свете не с руки, а их сменщики еще не определились. Мелкие страны типа Польши, Латвии, Эстонии, конечно, будут трепыхаться. Но их возможности крайне ограничены. Я не ожидаю, что Грузия вышлет российского посла. Потому что это ей совершенно не нужно. Они на этом ничего не приобретут, но многое потеряют. А нам по большому счету наплевать, что сделают грузины. Высылка посла нам не страшна. Потому что Грузия – это не та страна, с которой нам кровь из носу нужно поддерживать высокий уровень отношений. Из всех стран у Грузии больше всего дел с нами. А у нас с Грузией дел мало, и мы от нее никак не зависим».
По мнению нашего собеседника, Россия примет самые серьезные меры, чтобы не допустить вступления Грузии в НАТО. «Наиболее серьезная мера – это прямое военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии».
Дальнейшие шаги России (хотя об этом в указе президента нет ни слова) могут состоять в заключении с Абхазией и Южной Осетией военных договоров наподобие тех, которые были у США с Тайванем. За этим последует размещение армейских частей на российской военной базе в Гудауте (сейчас она закрыта, но вся инфраструктура сохранилась, в том числе прекрасный аэродром). Расконсервация военно-морской базы в Очамчире: размещение там подводных лодок сделает невозможными прогулки кораблей НАТО вдоль абхазского побережья. Что же касается формального признания Россией Абхазии и Южной Осетии, то, по нашей информации, МИД рекомендовал президенту сделать это в двух случаях: если начнется реальный процесс присоединения Грузии к НАТО или военная агрессия против этих республик. Хотя, по мнению собеседников «НГ» во внешнеполитическом ведомстве РФ, «сделать это надо было давно – еще в 1993 году».