Транспортный проект «Север–Юг», инициатором которого в 2000 году были Россия, Иран и Индия, приобретает реальные очертания. В Тегеране состоялась встреча глав железных дорог Ирана, России и Азербайджана, на которой согласованы условия создания консорциума по строительству железной дороги Казвин–Решт–Астара (Иран)–Астара (Азербайджан). Это говорит о том, что ключевые участники проекта перешли к конкретным действиям.
Комментируя для «НГ» итоги встречи, руководитель пресс-службы Азербайджанской государственной железной дороги Надир Азмамедов подчеркнул, что перед участниками проекта поставлены конкретные задачи, направленные на его скорейший запуск. Предусмотрено интенсифицировать строительство железнодорожной ветки на территории Ирана, для чего построить мост через пограничную реку Астара длиной в 101 м, оборудовать таможенные пункты и пункты по смене колесных пар.
По словам посла Ирана в Азербайджане Насир Хамиди Заре, строительство железной дороги на территории Ирана ведется по графику и завершится максимум через 1,5–2 года. Что касается азербайджанского участка, то здесь предстоит построить железную дорогу в 8,5 км, 4 станционных пути, таможенный и визовый пункты на границе.
Всего на реализацию проекта потребуется около 600 млн. долл., причем большая часть средств пойдет на иранскую часть проекта. Азербайджанский сегмент вместе с реконструкцией уже существующей части дороги оценивается более чем в 20 млн. долл.
Финансовыми и техническими вопросами проекта скорее всего займется создающийся консорциум. Во всяком случае, на тегеранской встрече перед его участниками поставлены соответствующие задачи.
«Мы договорились, что даем месяц совместной рабочей группе для подготовки документов, еще месяц – на их рассмотрение, с тем чтобы подписать уже контракт, а не соглашение», – сказал журналистам президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин, который представлял российскую делегацию на переговорах.
По мнению экспертов, реализация проекта «Север–Юг» сулит дивиденды не только участвующим в нем странам, но и другим государствам. Во-первых, сухопутный путь из Европы до Индийского океана сократится на 800 км, что позволит в течение года увеличить объемы грузоперевозок в этом направлении до 1 млн. 200 тыс. тонн, а в перспективе – до 20 млн. тонн. Во-вторых, «Север–Юг» фактически станет новой картой транспортных потоков, которая повлияет на геополитические и геоэкономические расклады.
Азербайджано-ирано-российский проект становится и вовсе грандиозным, если вспомнить, что РЖД, взявшая в концессионное управление Армянские железные дороги (АЖД), затевает аналогичное соединение иранской и армянской железнодорожных систем. Эксперты воздерживаются от оценок возможной стыковки этих двух проектов на территории Ирана, учитывая сложные азербайджано-армянские отношения. Но даже непосвященным понятно, что реализация такого плана способна многократно усилить экономический эффект каждого из проектов в отдельности. Добавим сюда же неослабевающий интерес РЖД к Грузинским железным дорогам (ГЖД), на концессионное управление которыми скорее всего тендер будет-таки объявлен. Одним из участников конкурса станет российская компания Center Invest Capital Partners. «Ситуация с ГЖД странная. Несмотря на противодействие и недовольство специалистов и общественности, власти упорно хотят выставить дороги на тендер. Интерес России к инфраструктурам постсоветского пространства общеизвестен и вполне объясним – обладание ими позволяет диктовать политические условия. Вполне возможно, что у россиян в отношении ГЖД в Грузии найдется несколько влиятельных лоббистов», – сказал «НГ» председатель Ассоциации экономической безопасности Грузии Гия Хухашвили.
В Армении отношение к железнодорожным проектам с участием России – диаметрально противоположное. Ожидания Еревана связаны с возможным прорывом полублокадного положения. Армянский эксперт-экономист Эдуард Агаджанов заявил «НГ», что проект по соединению армянской и иранской дорог в обход Нахичеванской автономной области Азербайджана – капиталоемкий из-за сложного горного рельефа. «Рано или поздно он будет реализован – это жизненно необходимо Армении. А об эффективности совмещения двух проектов можно будет говорить только после отмены блокады со стороны Азербайджана. Без этого политического решения экономических дивидендов ожидать трудно, даже несмотря на участие в проектах России», – сказал Агаджанов «НГ».
Баку