Первый визит после победы на президентских выборах Ислам Каримов совершает в Москву.
Фото Reuters
Президент Узбекистана Ислам Каримов прибывает сегодня в Москву с официальным визитом. Завтра он встретится с Владимиром Путиным и обсудит перспективы двусторонних отношений, региональные и международные проблемы, вопросы сотрудничества в рамках международных организаций.
Президент Узбекистана Ислам Каримов последний раз с официальным визитом приезжал в Москву три года назад. Тогда между Москвой и Ташкентом был подписан союзнический договор, названный «беспрецедентным». В 2005 году Узбекистан как никогда нуждался в поддержке России. Отношения с Западом после андижанских событий были расстроены. Вашингтон и Брюссель обвинили Ташкент в чрезмерной жестокости при разгоне митингующих и настаивали на проведении независимого расследования. Москва заняла противоположную позицию, признав угрозу религиозного экстремизма и поддержав Каримова.
Ислам Каримов в знак признательности за поддержку предложил Москве максимально тесное сотрудничество в военной и экономической сферах. В Узбекистане была ликвидирована американская военная база «Ханабад», что еще больше усугубило взаимоотношения с США. Тогда же последовал фактический разрыв Узбекистана с региональной организацией ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) и началось постепенное сближение с теми альянсами, в которых Россия играет доминирующую роль. В частности, в 2006 году Узбекистан возобновил прерванное в 1999 году членство в ОДКБ, а до того стал полноправным членом ЕврАзЭС и ШОС. Демонстрируя лояльность Москве, официальный Ташкент дал согласие на использование его территории для падения отработавших ступеней ракет-носителей. В то время как с другим партнером – Казахстаном – у России по этому вопросу возникли серьезные разногласия.
Российско-узбекские контакты в экономике в основном строились на энергетике. В 2002 году местные газовые месторождения стал разрабатывать «Газпром». В 2007-м в Узбекистан вошел «ЛУКОЙЛ». В ходе нынешнего визита Ислама Каримова ожидается принятие решения по ташкентскому авиационному производственному объединению им. Чкалова (ГАО «ТАПОИЧ»). Напомним, что в ходе визита в Узбекистан в ноябре прошлого года вице-премьера правительства РФ Сергея Иванова был подписан меморандум о вхождении ТАПОИЧ в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Тогда сторонам не удалось договориться по вопросам долевого участия и соответственно подписать договор.
«Сегодня главная забота Ислама Каримова и его окружения состоит в том, чтобы при Дмитрии Медведеве сохранилась преемственность политической линии Кремля в отношении Узбекистана. Есть данные, что после президентских выборов в России один из первых своих официальных визитов Медведев может совершить именно в Узбекистан», – сказал «НГ» научный сотрудник московского Института религии и политики Зураб Тодуа.
Москва, в свою очередь, также хотела бы видеть в Узбекистане последовательного союзника и быть уверенной в том, что выбранный Ташкентом курс на стратегическое партнерство с Россией останется неизменным. Накануне визита узбекского президента Владимир Путин заявил, что дорожит стратегическим партнерством и союзничеством с Узбекистаном. На фоне участившихся визитов в Узбекистан видных представителей политического и военного истеблишмента Запада это заявление получило особое звучание.
Интенсификация контактов США и Европы с Узбекистаном объясняется двояко. Во-первых, на Западе начинают понимать, что бойкотом в отношениях с Ташкентом ничего не добиться. Между тем усиление позиций России в Центральной Азии заставляет западных политиков иначе смотреть на Узбекистан, используя его в геополитических целях. Во-вторых, о необходимости налаживания отношений с Западом заявил сам Каримов. Во время недавней президентской кампании он неожиданно объявил о своей приверженности политике многовекторности. «Узбекистан в своей внешней политике всегда был и остается сторонником взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества со всеми близкими и дальними соседями, в том числе США и Европой», – сказал глава Узбекистана.
Это заявление, естественно, не осталось неуслышанным. В ходе визита в Ташкент в январе спецпредставитель ЕС Пьер Морель заявил, что Европейский союз «считает Узбекистан надежным партнером». А на прошлой неделе после длительного перерыва узбекскую столицу посетил представитель Центрального командования США – адмирал Уильям Фаллон. И хотя Конгресс США периодически вспоминает о необходимости расследования андижанских событий, о проблеме прав человека и состоянии демократии в Узбекистане, симптомы нормализации американо-узбекских отношений налицо. И главный из них – мягкая оценка президентских выборов, которые выиграл Ислам Каримов.
«После того как победа Ислама Каримова была принята Западом практически без критики, от Ташкента можно ожидать усиления некоторых других векторов кроме российского и китайского. Прежде всего европейского, но, возможно, и американского», – заметил «НГ» российский эксперт, консультант по Центральной Азии Иван Сафранчук.