В казахском городе Талды-Кургане в понедельник будет вынесен приговор обвиняемым по делу об убийстве трех братьев Махмахановых.
В марте этого года около 300 человек, вооруженных газовыми баллонами, бутылками с зажигательной смесью и арматурой, напали на дом Элсы Махмаханова в селе Казатком под Алма-Атой. В результате трое его сыновей Амир, Нажмуддин и Хаджимурат были убиты, погибли двое нападавших, десятки получили огнестрельные ранения.
Перед смертью двух из братьев избивали в самом людном месте поселка Маловодного. «Все происходило на глазах у сотрудников полиции. Они ничего не могли поделать с погромщиками. Сложилось впечатление, будто они только способствуют им», – рассказывает президент ассоциации курдов Казахстана «Барбанг» Надир Надиров.
На суде доказано, что в погроме участвовало несколько сотен человек. В целях объективного расследования приказом начальника ДВД Алма-Атинской области генерал-майором Б.А.Майкеевым была создана следственно-оперативная группа во главе с полковником Б.А.Аргинбаевым. В состав ее вошли около 60 (!) сотрудников, которые семь месяцев изучали обстоятельства дела.
Гора родила мышь
Итог скромен: двоих обвинили в поджоге дома и машины (райсуд осудил их условно). Лишь троим предъявлено обвинение в убийстве (их вина доказана). Полковник Аргинбаев объясняет это так: полицейские не собрали достаточных доказательств вины всех участников.
По мнению адвоката потерпевших Шынкуата Байжанова, следствие было проведено с грубейшими нарушениями норм УПК: «Многие участники инцидента, чьи имена установлены в ходе следствия, незаконно освобождены от уголовной ответственности. Ни один из сотрудников алма-атинской областной полиции, не принявший должных мер по предотвращению преступления и задержанию преступников, не привлечен к уголовной ответственности».
Бездействие полиции или произвол?
Очевидцы говорят, когда Амира и Хаджимурата избивали возле заправки, они еще подавали признаки жизни, но полиция не сочла нужным вмешаться. Это подтверждается свидетелями. Так, аким Енбекшиказахского района Керимтай Абдрахманов пояснил в суде, что когда они с районным прокурором подъехали к бильярдной «Ботагоз», то увидели толпу, которая избивала одного из братьев и громила магазин. Абдрахманов также пояснил, что видел там заместителя начальника областной полиции Саймасая Жакупова, который не вмешивался в происходящее.
Сам Жакупов на суде объяснил это так: когда он примерно в 17.30 приехал к заправке, то увидел двух лежащих на земле людей. Толпа стояла тихо. Никто никого не бил. Между тем брат погибших Садо Махмаханов рассказал, что когда он подъехал к заправке, то увидел избитого Хаджимурата, рядом с которым стоял полицейский: «Ко мне подошел Жакупов. В это время толпа, увидев меня, побежала в мою сторону. Саймасай сказал, чтобы я побыстрее уезжал. Он поднял руку вверх, и толпа остановилась. После чего я уехал».
Саймасай Жакупов на вопрос, почему не задержал никого из толпы, заявил, что «это в его обязанности не входило, он лишь занимался охраной общественного порядка».
На основании этих свидетельских показаний можно уверенно сказать, что заместитель начальника ДВД области или что-то не договаривает, или пытается снять с себя ответственность. Совершенно очевидно, что Жакупов знает, что там произошло и кто за этим стоит!
«Если мы хотим узнать всю правду, то следствие должно было начаться не с нападения на дом, где присутствуют противоречивые свидетельские показания, а с конца», – считает адвокат Байжанов. То есть с избиения братьев возле сельской АЗС. Так можно установить фамилии всех участников трагедии. И только после того, как они будут установлены, необходимо двигаться назад, во двор Махмахановых, где начался погром.
Заговор «в погонах»?
Один из нападавших, Сабит Садыков, погиб в результате выстрела в затылок из пистолета. Пустые гильзы полицейские якобы обнаружили неподалеку. Однако по материалам дела видно, что жертву расстреляли сзади с близкого расстояния. Братья Махмахановы, как мы знаем, убегали и были далеко впереди от того места. Получается, что выстрел произвел кто-то из нападавших! Ведь не могли же убегающие Махмахановы стрелять в догоняющих сзади.
Говорят, со слов высоких чинов МВД Казахстана, сотрудников областной полиции, в прессу была запущена информация об «ОПГ «махновцы», к которой якобы принадлежали погибшие братья. Крайне удобная позиция для генерала Б.Майкеева.
Между тем Хаджимурат Махмаханов – высокопоставленный сотрудник Верховного суда Казахстана, Нажмуддин – гендиректор крупной компании, а младший, Амир, только в тот день вернулся из Лондона после учебы в Международной школе бизнеса. Отец семейства Элса Махмаханов почти 50 лет трудится в местном колхозе. Вот и вся «ОПГ».
«Кто-то сознательно уводит суд в сторону, чтобы снять с себя ответственность. И нападение на дом, и убийства, в том числе и выстрелы в нападавших, были специально организованы», – перешептываются односельчане Махмахановых.
Между тем, на адвоката потерпевшей стороны, по его словам, в эти дни оказывается жесточайшее давление со стороны родственников подсудимых. И не только на него, но и на судей. Вокруг здания суда постоянно собирается толпа, из которой раздаются угрозы. Спрашивается: может ли суд в такой ситуации вынести справедливый приговор?