Ашхабад открывает двери для китайских инвестиций.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Китай намерен переоснастить туркменскую армию. В будущем году он поставит Ашхабаду военную технику, включая высокоточное оборудование для Министерства обороны, а также новое обмундирование для офицеров и солдат. Об этом вчера «НГ» сообщил источник в правительстве Туркмении. Эксперты отмечают, что кредитование – элемент последовательной политики Пекина по распространению своего влияния на страны Центральной Азии в целом.
Правительство Китая готово предоставить Туркмении кредит в размере 3 млн. долл. на нужды армии, заявил министр обороны Туркмении Агагельды Мамметгельдыев на очередном заседании государственного совета безопасности.
По сообщению туркменского государственного агентства президент, он же верховный главнокомандующий Гурбангулы Бердымухамедов, говоря о первоочередных задачах страны, отметил: «Туркмения, будучи суверенным государством, должна заботиться о национальной безопасности, постоянном укреплении обороноспособности армии, выступающей гарантом мира и спокойствия страны». Глава государства пообещал армии дополнительное финансирование. Сегодня военный бюджет Туркмении составляет 70–80 млн. долл., но это считается недостаточным для того, чтобы армия успешно развивалась. Кто будет финансировать армейскую реформу – государственный бюджет или иностранные кредиторы, Бердымухамедов не уточнил. Напомним, что ранее Китай предоставил Туркмении долгосрочный льготный кредит в размере 300 млн. долл. сроком на 20 лет под 3% годовых. Он пойдет на реконструкцию производственного объединения «Марыазот» и строительство стекольного комбината.
«Таким образом Китай завоевывает Туркмению и всю остальную Центральную Азию», – заметил «НГ» аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Кредитование – сильная сторона китайской политики, считает эксперт. Наряду с этим Пекин обеспечивает поставку дешевых китайских товаров в страны Центральной Азии. Например, КНР уже поставляет в Туркмению железнодорожные вагоны, которые ранее закупались в России, причем в большом количестве.
Взамен китайцы импортируют из Центрально-Азиатского региона энергоресурсы, руды черных и цветных металлов, уран. Но в первую очередь Туркмения интересует Китай в качестве поставщика газа. Напомним, что Пекин и Ашхабад подписали генеральное соглашение о реализации к 2009 году проекта газопровода Туркмения–Китай. По договору в Китай на протяжении 30 лет будет поступать около 30 млрд. кубометров газа в год, причем не только туркменского. Наполнить трубопровод помогут Казахстан и Узбекистан, по территории которых пройдет магистраль.
Интенсивность политики кредитования Туркмении можно объяснить и тем, что Пекин обеспокоен активностью Ашхабада на западном направлении. «Обещания президента Бердымухамедова о сотрудничестве сразу по нескольким направлениям (Транскаспийский и Прикаспийский газопроводы) – тревожный сигнал для Китая. Дело в том, что Пекин, подписывая договор с Ашхабадом, настаивает на более низкой цене за газ, нежели Бердымухамедов предлагает России и ЕС. По информации западных экспертов, Поднебесная предлагает за тысячу кубометров всего 90 долларов», – отметил Куртов.
Нефтегазовые интересы у Китая есть и в Узбекистане. Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа начала геологоразведочные работы на Устюртском плато и в Ферганской долине. Следует отметить, что общий объем предоставленных китайской стороной Узбекистану кредитных и грантовых ресурсов составил почти 430 млн. долл.
Китай активен и в других странах региона, в том числе и в сфере эксплуатации природных ресурсов. В частности, энергетики Китая и Киргизии подписали протокол о намерениях в долговременном сотрудничестве. К проектам, которые интересны для китайских инвесторов, можно отнести каскад Cарыджазских и Камбаратинских ГЭС, строительство линии электропередачи в Кашгар, строительство теплоэлектростанций, работающих на угле, а также реконструкцию Учкурганской ГЭС и ТЭЦ в Бишкеке. Таким образом, Китай окажется потенциальным импортером киргизской электроэнергии. Не меньший интерес у китайцев вызывают энергетические возможности Таджикистана. Китайская корпорация «Синохайдро» начала строительство гидроэлектростанции на реке Зеравшан.
«Китай гибко ведет политику проникновения в Центральную Азию. Прежде всего финансово. Поднебесная рассматривает этот регион как свой протекторат и услужливо предлагает ему большие кредиты», – считает эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов.