Взрыв, прогремевший в Душанбе в среду, расценивается как террористический акт. Об этом заявил прибывший на место происшествия столичный прокурор Курбонали Мухаббатов. Президент Эмомали Рахмон взял ситуацию под личный контроль. В столице введен план-перехват.
Взрыв раздался в 7 часов утра по местному времени на территории государственного культурного комплекса – дворца «Кохи Вахдат» (Дворец Единства). Погиб один человек. Взрывной волной выбиты стекла близлежащих зданий. Мощность устройства, по предварительной информации, составила 500 граммов в тротиловом эквиваленте. «Факт преступления налицо. Прокуратурой города Душанбе возбуждено уголовное дело по статье 179 УК РТ – терроризм», – сказал журналистам прокурор Душанбе Курбонали Мухаббатов. Он также сообщил, что расследование инцидента поручено провести Государственному комитету национальной безопасности совместно с прокуратурой Душанбе.
От комментариев до окончания расследования власти Таджикистана воздерживаются. При этом заместитель председателя Комитета национальной безопасности Касым Гафаров сообщил, что погибший работал сторожем комплекса. «По всей вероятности, он нашел пакет, поднял его и произошел взрыв», – сказал Гафаров. Примечательно, что взрывное устройство сработало незадолго до начала работы во дворце международной конференции по снижению рисков от стихийных бедствий в странах Центральной Азии, организованной Еврокомиссией. Открыть конференцию должен был премьер-министр Таджикистана Акил Акилов.
Как стало известно, глава МВД Махмадназар Салихов, который находился вместе с президентом в Ходженте, сегодня возвращается в Душанбе. Президент поручил ему взять ситуацию в столице под контроль. Ранее Салихов говорил о том, что «на территории Таджикистана нет вооруженных формирований, экстремистских или террористических групп, которые могли бы стать дестабилизирующим фактором или угрожать стабильности республики в целом». В подтверждение своих слов он привел данные, что в нынешнем году было задержано всего 10 человек по обвинению в сотрудничестве с экстремистскими организациями. «Семь человек – члены Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и трое – партии «Хизб-ут-Тахрир». Однако реальная ситуация несколько иная.
Так, 16 июня нынешнего года мощный взрыв прогремел на территории Верховного суда Таджикистана. Тогда обошлось без жертв. Прокуратура расценила взрыв как «теракт в целях устрашения». В тот же день взорвался магистральный газопровод в 20 км от столицы республики. В прошлом году объектом подобной атаки трижды становилось здание МЧС Таджикистана.
Отдельной статьей в перечне террористических актов идут два покушения на президента Эмомали Рахмона: 30 апреля 1997 года в Ходженте во время торжественной церемонии празднования 65-летия местного университета была взорвана осколочная граната – президент был ранен, 8 ноября 2001 года около трибуны, с которой выступал глава Таджикистана, террорист-смертник взорвал самодельное устройство, но по счастливой случайности никто не пострадал.
Однако по количеству взрывов, расцененных как теракты, Таджикистан существенно отстал от соседнего Узбекистана. 16 февраля 1999 года в центре Ташкента по пути следования президентского кортежа были взорваны пять легковых автомобилей, начиненных тротилом. В результате 16 человек погибли и около 150 были госпитализированы с травмами различной степени тяжести. В 2004 году в столице Узбекистана серия взрывов прогремела у посольств США и Израиля, а также в здании Генеральной прокуратуры. Кроме того, дважды – в 1999 и 2000 годах – были попытки вторжения боевиков ИДУ на территорию Узбекистана через Таджикистан и Киргизию. Отряды боевиков численностью 400–500 человек захватили несколько высокогорных сел, взяли в заложники десятки людей, требуя освобождения из тюрем Узбекистана нескольких тысяч своих единомышленников и признания ИДУ официальной оппозицией режиму Каримова.