Молодежь, на головных повязках которой во время «революции роз» значилось «Кмара!» («Довольно!»), теперь предпочитает другую надпись – «Ар мешиниа!» («Не боюсь!»).
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Грузия на пороге новой революции. Те люди, которые привели во власть Михаила Саакашвили, теперь требуют его отставки. Возглавить протест вновь обещает экс-министр обороны Ираклий Окруашвили, находящийся сегодня в Германии. Однако лидеры оппозиции заявляют, что теперь обойдутся без него.
Перед зданием парламента люди скандируют призыв к президенту страны: «Цади!» («Уходи!»). Хотя поначалу организаторы митинга уверяли, что ограничатся требованиями о переносе очередных парламентских выборов с осени на весну 2008 года, об изменениях порядка проведения мажоритарных выборов и принципов формирования избирательных комиссий, а также об «освобождении всех политзаключенных». Теперь о выборах на тбилисских акциях протеста уже никто не вспоминает. У митингующих другая цель – свержение «диктатора». Кстати, того самого, которого они же четыре года назад буквально на руках внесли в здание парламента и сделали президентом.
Такой поворот событий обеспокоил западных союзников Саакашвили и прежде всего Вашингтон, где на первых порах вроде поддерживали грузинских оппозиционеров, называли их акции и требования «нормальным проявлением демократии». В понедельник тональность заявлений официального Вашингтона резко поменялась. В частности, помощник госсекретаря США Мэтью Брайза назвал требование организаторов тбилисских митингов об отставке президента Саакашвили «неконструктивным». «Очень жаль, что ситуация дошла до такого развития. В пятницу была мирная демонстрация с приемлемыми требованиями. Другое дело – соглашаться с ними или нет, но требования были разумными. То, что происходит сейчас, – это уже неразумно», – заявил Брайза в Вашингтоне журналистам тбилисской телекомпании «Рустави-2».
Примечательно, что у представителя американского Госдепа на этот раз не нашлось ни слова критики в адрес президента Саакашвили, который заявляет, что не пойдет ни на какие уступки оппозиции. И это, как полагают многие грузинские аналитики, говорит о том, что Запад не намерен «сдавать» Саакашвили и в итоге поможет ему выбраться из все более осложняющейся ситуации. Возможно, такую благосклонность Саакашвили заслужил своим воскресным интервью, когда, комментируя происходящее в стране, обвинил оппозицию в том, что та пляшет под «российскую дудку». Саакашвили тогда, в частности, дал понять, что «процессом» управляет не кто иной, как бизнесмен Бадри Патаркацишвили, что за тбилисскими митингами стоит «конкретная олигархическая российская сила, которая координирует свои действия с конкретной страной и ее политическими силами». Все это, по его словам, делается для того, чтобы «взорвать ситуацию в Грузии» и любыми средствами покончить с «грузинской чумой». «Я думаю, какая игра идет, – ясно как день. Хорошо посмотрите, что происходит на российских телеканалах. Митинг в Тбилиси целыми днями идет у них в прямом эфире, будто в мире больше ничего не происходит. Это разве ни о чем не говорит? Есть один грузинский канал («Имеди». – «НГ»), транслирующий митинг, и четыре российских канала, которые делают то же самое. Это же не случайное явление», – сказал Саакашвили. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вчера назвал российский пассаж Саакашвили фарсом.
Тем не менее президент Грузии сейчас изо всех сил демонстрирует спокойствие и уверенность в своих силах. Митинги? Так это, по его словам, не что иное, как подтверждение того, что в Грузии наконец-то утвердилась демократия – люди могут открыто, не боясь репрессий, говорить о том, что их беспокоит. Претензии к власти? Да, они во многом справедливы, но руководство страны делает все, чтобы проблемы, из-за которых такое количество людей вышло на улицу, были решены. В своем интервью Саакашвили, как и организаторы тбилисского митинга, апеллировал к грузинскому народу, его мудрости.
Тем не менее остается фактом, что Саакашвили выступил после того, как на площади перед парламентом прогремел призыв «Уходи!» вместо требований о конституционных сроках выборов; когда оппозиция уже подыскивала ему место в психушке, когда в поддержку лозунга о его отставке выступили представители практически всех регионов страны и появились многие из действительно уважаемых в Грузии людей – актеры, режиссеры, писатели, звезды местной эстрады.
Эмоций на тбилисском митинге добавилось в ночь на вторник: в прямом эфире оппозиционной телекомпании «Имеди» («Надежда») к участникам акции обратился находящийся сейчас не то в ссылке, не то на лечении в Мюнхене бывший министр обороны Ираклий Окруашвили, прославившийся в конце сентября сенсационными разоблачениями президента Саакашвили. Он заявил, что, будучи в тюрьме, отказался от своих взбудораживших всю Грузию обвинений в адрес главы государства «под давлением» – ему, мол, угрожали 25-летним тюремным заключением, но на самом деле все выдвинутые им ранее обвинения против Саакашвили и его окружения – «истинная правда». Под одобрительный гул толпы Окруашвили назвал нынешнего президента Грузии «современным Адольфом Гитлером», которого интересует «лишь собственная персона и собственная карьера», и призвал участников тбилисских акций «стоять до конца».
Однако Ираклию Окруашвили, судя по всему, не суждено стать знаменем грузинской оппозиции. Организаторам тбилисских акций он, похоже, не очень-то и нужен. «После телевыступления Окруашвили в Грузии вряд ли что-либо изменится. Лидером оппозиции ему уже не стать. Мы как-нибудь обойдемся и без этого человека. С политической точки зрения, Окруашвили не имеет прямого отношения к тому, что сейчас происходит в Грузии», – сказал «НГ» экс-госминистр Грузии Георгий Хаиндрава. Примерно той же позиции придерживается вернувшийся на днях из Вашингтона председатель Республиканской партии Давид Усупашвили. «Мы объединялись не для того, чтобы кого-то делать лидером, а для институциональных преобразований грузинской государственности», – сказал он «НГ». По словам Хаиндравы, сейчас все решает народ, а лидеры оппозиции – «это всего лишь мост между народом и президентом». «Если этот мост рухнет и Саакашвили останется один на один с доведенным до отчаяния народом, ему несдобровать», – сказал он «НГ».
Между тем этот самый народ, которого на проспекте Руставели по-прежнему много, действительно предъявил президенту жесткие претензии – за массовую безработицу, за низкие зарплаты и пенсии, за отсутствие прогресса в решении проблем Абхазии и Южной Осетии, за постоянный рост цен на коммунальные услуги и продовольствие, за всевластие силовиков. И получается, что лидеры оппозиции, по сути, не преувеличивали, когда заявляли, что это не они вывели столько людей на улицу, что народ вышел сам и требует от власти ответа. Ведь с какого бока ни глянь, а обещанного после «революции роз» 2003 года всеобщего счастья в Грузии так и не наступило.
Тбилиси