Там, в горах Верхней Абхазии, президент Михаил Саакашвили фактически обвинил Россию во вмешательстве во внутренние дела Грузии, не исключив, что бурные политические события в Тбилиси, связанные с арестом экс-министра обороны Ираклия Окруашвили, могли быть спровоцированы из Москвы. Такое умозаключение Саакашвили вывел из слов Путина, прокомментировавшего в пятницу внутриполитическую обстановку и состояние демократии в соседней стране.
Саакашвили посоветовал Путину, выразившему надежду на то, что дело не дойдет до кровопролития, не беспокоиться: «Грузия ни в чьих рецептах не нуждается, тем более – в российских... Мы уже выпили лекарство, выписанное по вашим рецептам, и оно оказалось ядом».
В адресованном Путину «послании из сердца Абхазии», а именно так он назвал эту часть своего выступления в Кодорском ущелье, Саакашвили много говорил о разнице между Россией и Грузией. «В Грузии есть верховенство закона, есть свободная пресса. Все могут выступать на всех телеканалах и всех критиковать, в первую очередь – президента Грузии. По российским каналам в отношении их лидеров такую критику я не слышал уже давно», – сказал он. И уточнил: «В России, когда на улицы выходит 100 человек, их разгоняют 20 тысяч спецназовцев. В Грузии мирно выразить свое мнение может столько граждан, сколько им самим захочется».
Есть, по словам Саакашвили, между странами еще одно существенное различие: «В России чиновники день и ночь берут взятки, с головой погрязли в коррупции. В Грузии же взяток никто не берет, а если и берут, то все отвечают перед законом. Результатом такого рода различий стало то, что даже при 80-долларовой цене на нефть темпы экономического роста в России в два с половиной раза ниже, чем в Грузии».
Возвращаясь к обеспокоенности Путина развитием событий в Грузии, Саакашвили припомнил, что год-полтора назад «этот наш друг тоже беспокоился о судьбе грузинского народа, а уже на другой день они ввели запрет на ввоз грузинских вин в Россию». О российском эмбарго он вспомнил, говоря о ходе ртвели (сборе винограда) в Кахети, куда, по его словам, зачастили представители оппозиционных партий. Расчет у врагов Грузии, сказал Саакашвили, простой: сыграть на социальных трудностях виноградарей, организовать внутренних предателей и «повернуть все это против правительства Грузии». Но народ, по его словам, оказался мудрее: виноградари быстро поняли, чего на самом деле добивается оппозиция, «поняли, что их жалобы и недовольство только укрепят позицию тех, кто ввел это эмбарго». «То, что в Кахети так хорошо идет ртвели, – это ответ народа непрошеным плакальщикам, льющим слезы из-за судьбы грузинского народа, его вырождения и дальнейшего существования... Они очень любят Грузию, но только без Цхинвали, без Сухуми и еще четырех-пяти территорий... А вот грузин, вставших на ноги, ставших хозяевами своей страны, они считают неким неправильным и неестественным явлением», – заявил президент Грузии, завершая «послание Путину». Обращаясь к друзьям и недругам Грузии, Саакашвили посоветовал учитывать, что сейчас мир имеет дело с «другой Грузией, с другим опытом и силой».
И эта другая Грузия, заверил президент Саакашвили, вернет все, что потеряла. По его словам, дорога, которая построена в Кодорском ущелье, это «дорога на Сухуми... дорога к объединению страны». «Даю слово, что мы объединим Грузию уже во время моего президентства», – пообещал Саакашвили. Правда, не уточнил, когда это произойдет – в будущем году, когда истекает первый его срок полномочий, или во вторую президентскую пятилетку.
Тбилиси