Замгенпрокурора РФ Александр Звягинцев вчера заявил, что украинская Генпрокуратура не запрашивала российскую об экстрадиции лиц, которые могут быть причастны к отравлению Виктора Ющенко.
Фактически Александр Звягинцев опроверг прозвучавшее 11 сентября заявление Виктора Ющенко: «Те люди, три человека, которые наиболее сегодня нужны для следствия, находятся в России. На запрос Генпрокуратуры, в том числе и декабрьский, который я лично передал и попросил президента России оказать всяческую помощь, чтобы эти люди предстали перед украинским следствием, пока что ответа нет». Звягинцев уточнил: «Этот вопрос я обсуждал 12 сентября в Киеве с украинскими коллегами, и они подтвердили, что вопрос об экстрадиции перед российскими правоохранительными органами не ставится».
Как известно, 13 сентября Генпрокуратура РФ объявила, что готова предоставить украинскому следствию образцы производимого в России диоксина. К тому моменту на Украине уже изучили американский и британский образцы и пришли к выводу, что ни один из них не использовался при отравлении Ющенко.
Впрочем, возникли технические сложности. Генпрокуратура РФ предложила проводить исследования в Москве. Украинцы отказали, поскольку с юридической точки зрения следствие может принять в качестве улики только результаты экспертизы, проведенной на территории Украины. Вопрос о том, кто и где будет исследовать российский диоксин, сейчас решается.
Между тем Виктор Ющенко на днях снова повторил, что ему известно, когда и кем он был отравлен. По рассматривавшейся до сих пор основной версии, яд в организм кандидата на пост президента попал 5 сентября 2004 года во время позднего тайного ужина на даче замглавы Службы безопасности Украины (СБУ) Владимира Сацюка. Он считает обвинения беспочвенными и заявляет о давлении, которое оказывает на ход следствия президентский секретариат. Недавно Сацюк подал судебный иск против Ющенко, обвиняя президента в клевете. Сацюка поддерживает присутствовавший на ужине экс-глава СБУ Игорь Смешко.
Оба фигуранта дела указывают на то, что Ющенко в течение как минимум года после отравления отказывался сдать на Украине анализы крови, что вообще ставит под сомнение диоксиновую версию. Смешко в беседе с украинскими СМИ заявил, что ни сотрудникам СБУ, ни власти во главе с Леонидом Кучмой не было выгодно отравление лидера оппозиции. Он указал на необходимость проверить в рамках следствия ближайшее окружение кандидата на пост президента.
Ожидается, что ответы на многие вопросы вскоре даст еще один фигурант громкого дела, сервировавший стол экс-помощник Сацюка Тарас Залесский. Он сообщил украинской газете «Сегодня», что уехал из Украины, поскольку опасается, что станет опасным свидетелем, от которого попытаются избавиться. Залесский рассказал газете, что пишет книгу, в которой «всем найдется место». Участник тайного ужина тоже опровергает версию об отравлении Ющенко на даче: «Существует масса других интересных событий и деталей, которые пока остаются за кадром», – намекнул он.
По информации украинских СМИ, Сацюк, Залесский и некий Алексей Полетуха являются как раз теми тремя лицами, которых подозревают в отравлении Ющенко и возвращения которых на родину из России якобы добивается президент. Александр Звягинцев, не комментируя заявления украинских политиков, обратился к ним: «Не стоит тому, кто не имеет отношения к расследованию уголовного дела, накануне выборов на Украине дезинформировать избирателей, представляя в невыгодном свете российскую сторону».
Киев