Грузинские порты ждут новых хозяев.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Грузия передает стратегические отрасли под иностранный контроль. Вслед за Грузинской железной дорогой, которая в ближайшее время официально переходит в управление британской компании на 89 лет (см. «НГ» от 21.08.07), правительство готовит сделку по морскому порту. Формула, авторство которой приписывается госминистру Кахе Бендукидзе, «Грузия должна продать все, кроме совести» воплощается в жизнь.
Критики президента Саакашвили считают, что грузинская власть слишком увлеклась распродажей стратегических активов и однажды может проснуться в стране, где всем управляют из зарубежья. Однако, несмотря на подобные предостережения, судьба Потийского порта, игравшего заметную роль еще в системе морского транспорта СССР, предрешена: предприятие уходит в чужие руки. В объявлении о тендере подчеркивается, что порт в Поти является крупнейшим в регионе по перевалке сухих грузов, включен в транспортную систему TRACECA, связан регулярными маршрутами с крупнейшими портами Европы и Азии. К тому же предприятие на подъеме: в 2006 году грузооборот порта превысил 7 млн. тонн, в перспективе здесь можно будет обрабатывать до 25 млн. тонн различных грузов. Кусок действительно лакомый, тем более что Грузия готова отдать его под контроль будущему инвестору на целых 49 лет.
Как сказал «НГ» руководитель департамента экономической политики Минэкономразвития Грузии Георгий Нанобашвили, прием заявок на участие в тендере на управление Потийским портом завершается 15 октября. «Конкретных заявок пока нет, хотя уже сейчас можно говорить о том, что интерес к порту и создающейся вокруг него первой в Грузии свободной индустриальной зоне большой – уточняющие вопросы по деталям тендера, по техническим характеристикам порта задают потенциальные инвесторы из Объединенных Арабских Эмиратов, из России, многих азиатских стран».
Наибольшую активность проявляет портовый холдинг Dubai World из ОАЭ. Еще в феврале, как сообщили «НГ» в Торгово-промышленной палате Грузии, представители этой арабской компании побывали в Поти и заявили о готовности уже на первом этапе вложить в развитие порта 300 млн. долл., а затем довести объем инвестиций до 700 млн. долл.
Но это вовсе не значит, что в Грузии знают, что получат за Потийский порт. Тот же Георгий Нанобашвили из Минэкономразвития ограничился на этот счет фразой: «Порт в управление получит тот, кто больше даст». При этом не называется даже приблизительная сумма. В чем в Минэкономразвития Грузии уверены, так это в том, что подобные инвестиционные проекты ничем, кроме благодатного долларового дождя, стране не грозят.
Но не все в Грузии так благодушно настроены. Резко критикует действия правительства лидер оппозиционной партии «Путь Грузии», в недавнем прошлом министр иностранных дел республики, а еще раньше – крупный чиновник французского МИДа Саломэ Зурабишвили. «В Грузии сейчас происходит то, чего я в других странах никогда не наблюдала. Страна взяла курс на полную распродажу стратегических активов. Иностранным компаниям, нередко весьма сомнительным, отдается практически все, причем без четко оговоренных условий. Тем самым Грузия добровольно отказывается от контроля за принятием решений в таких важнейших сферах, как железнодорожный и морской транспорт. А это опасно, так можно утратить значительную часть самостоятельности», – сказала «НГ» Саломэ Зурабишвили.
Серьезные претензии к экономической политике правительства есть и у других оппозиционных сил Грузии. «Процесс разгосударствления идет в Грузии с большими издержками», – сказал «НГ» председатель Республиканской партии, авторитетный в Грузии аналитик Давид Усупашвили. Он считает недопустимым, когда, оформляя в режиме коммерческой тайны такого рода сделки, государство не оставляет за собой никаких рычагов влияния на инвесторов. «Такая практика создает поле для удовлетворения в Грузии геополитических интересов других государств. Ведь не всегда наши крупные объекты передаются частным фирмам. Под видом приватизации нередко происходит замена государства-собственника: еще вчера тем или иным объектом владело государство, а сегодня оказывается, что это уже собственность нашего соседа, скажем, России или Казахстана. Речь идет о случаях, когда сделки заключаются с компаниями, госдоля в которых превышает 50%», – говорит Усупашвили. По такой рискованной схеме, напоминает он, в Грузии обосновались российский «Газпром», РАО «ЕЭС России», то есть контролируемые российской властью госмонополии, которые «продвигают интересы России в мире куда эффективнее и жестче, чем Вооруженные силы РФ».
Тбилиси