0
1084
Газета СНГ Интернет-версия

24.07.2007 00:00:00

Чужие флаги

Тэги: осетия, грузия, саакашвили


осетия, грузия, саакашвили Цхинвали обустроил границу по общепринятому образцу с миграционным контролем.
Фото автора

В Цхинвали жарко. И от жары даже как-то скучно. Город, где еще недавно по ночам прятались от пуль, а дни проводили в ожидании водовозок (питьевой воды в цхинвальском водопроводе не было неделями) и спорах о том, какой «адекватный ответ» должен дать президент Эдуард Кокойты грузинской стороне, которая злонамеренно (кто бы сомневался!) продырявила идущие сюда трубопроводы, в конце июля явно разомлел. Немудрено: к середине дня столбик термометра вплотную подбирается к + 40 в тени. Полупустые даже в центре улицы, открытые цветочные лотки с быстро увядающими на таком солнце гладиолусами, киоски с мороженым, мальчишки, барахтающиеся на мелководье у городской плотины, задремавшие на скамейках на Театральной площади старички, судя по всему, давно обсудившие все актуальные проблемы местного бытия, торговцы из внутренних районов Грузии на местном рынке – грузины из Тбилиси, азербайджанцы из Марнеульского района... Какой конфликт? Какое противостояние?

Вот только совсем рядом, на въездах в город, – вооруженные грузинские и осетинские посты. И здесь все всерьез: бетонные заграждения, огневые точки, настороженные взгляды людей в камуфляжной форме. Разделяют их несколько сотен метров нейтральной территории.

«Не госминистров надо менять, а политику»

Тбилисские новости в Цхинвали узнают быстро. И не только из интернета: здесь свободно принимают грузинские телеканалы, слушают грузинское радио. С языком тоже особых проблем нет – за полтора десятка лет «раздельного существования» грузинский в Южной Осетии забыли не все. Правда, сейчас если кто на нем и говорит, то это люди постарше – молодежь из иностранных языков явное предпочтение отдает русскому.

Как и в Тбилиси, главной новостью последних дней в Цхинвали стало решение президента Грузии Михаила Саакашвили в очередной раз поменять госминистра по урегулированию конфликтов. Вместо Мераба Антадзе, проработавшего в этой должности всего лишь год, главным тбилисским переговорщиком с Абхазией и Южной Осетией в конце минувшей недели назначен теперь уже бывший председатель парламентского комитета по евроинтеграции Давид Бакрадзе. О нем в Цхинвали знают немного: только то, что новый госминистр молод (всего-то 35 лет), что он из «ближнего круга» президента Саакашвили, что до избрания в парламент успел поработать и в МИДе, и в Совете национальной безопасности Грузии и что в этих структурах занимался вопросами внешнеполитической безопасности и проблемами конфликтов.

«Поживем – увидим», – уклончиво говорит вице-премьер правительства Южной Осетии, сопредседатель Смешанной контрольной комиссии (СКК) по грузино-осетинскому урегулированию Борис Чочиев, в последнее время все чаще остающийся в Цхинвали, как говорится, «на хозяйстве». Вот и сейчас президент Кокойты в очередной раз убыл для консультаций в Москву, а где глава правительства Юрий Морозов, выяснить не удалось – не то в Москве, не то во Владикавказе.

Надо сказать, что последнюю кадровую рокировку, затеянную президентом Саакашвили, в Цхинвали комментируют активно и не без злорадства. «На моей памяти в Грузии это уже седьмой госминистр по урегулированию конфликтов. Чехарда какая-то! Михаилу Саакашвили не госминистров надо менять, а политику, подходы к процессу урегулирования грузино-осетинских отношений, учитывать сложившиеся реалии. И еще: главное ведь не в том, кого конкретно назначит Саакашвили руководителем переговорного процесса, а в том, какие у этого человека будут полномочия. У прежнего госминистра Мераба Антадзе, в отличие от его предшественника Георгия Хаиндравы, полномочий не было никаких, он ничего не решал, это за него делали грузинские силовики. Антадзе был куклой в руках того же главы МВД Грузии Вано Мерабишвили, не больше. Не случайно при нем за год нам удалось собрать всего одно полноценное заседание СКК. Будем надеяться, что Бакрадзе будет более самостоятельным. Хотя особой веры в то, что после этого назначения Тбилиси возьмется-таки за исправление прежних ошибок, изменит свою позицию в переговорном процессе, у нас нет», – сказал «НГ» Борис Чочиев.

Фактор Санакоева

Недоверие к новому грузинскому госминистру в числе прочего обусловлено и тем, что именно Давид Бакрадзе, будучи председателем парламентского комитета по евроинтеграции, обеспечивал международный дебют главного местного «изгоя» – руководителя созданной по указу президента Саакашвили и обосновавшейся всего в нескольких километрах от Цхинвали, в грузинском селе Курта, Временной администрации Южной Осетии Дмитрия Санакоева. Это Бакрадзе сопровождал Санакоева в недавней поездке в Брюссель, где представлял его депутатам Европарламента как нового югоосетинского лидера. И это его, как сказал «НГ» Борис Чочиев, в Цхинвали считают одним из соавторов «бизнес-проекта», в результате которого в Курте и была создана Временная администрация. Не упустили здесь из виду и то, что в Тбилиси нового госминистра считают человеком, который, благодаря своим связям в Евросоюзе, в Совете Европы, в других международных структурах обеспечит, мол, более активное подключение Запада к урегулированию и югоосетинской, и абхазской проблем и, соответственно, снизит влияние на этот процесс России – основного на сегодня посредника. «Дай бог, чтобы я ошибся, но Бакрадзе свою активность употребит на то, чтобы включить Санакоева в переговорный процесс, протащить его в полноправные члены СКК. От грузинской стороны – пожалуйста, но Южную Осетию в этой комиссии теперешний грузинский чиновник Санакоев не будет представлять никогда», – говорит Борис Чочиев.

Надо сказать, что бывшего главу югоосетинского правительства, а ныне – тбилисского «назначенца» Дмитрия Санакоева здесь не любят, похоже, все. «Это даже не самозванец, а марионетка, позарившаяся на деньги Саакашвили, – глава Госкомитета по информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева не стесняется в формулировках. – Все знают, что у нашего бывшего премьера, оказавшегося не у дел сразу после победы Эдуарда Кокойты на президентских выборах, накопились большие долги – казино очень любит. На этом Саакашвили его и зацепил. А такого предательства осетины не прощали никогда и никому. Жаль родителей Дмитрия – это очень уважаемые у нас люди. Из-за предательства сына они и сегодня редко появляются на людях».

Война все-таки неизбежна?

Затею Саакашвили с формированием в Южной Осетии параллельной структуры власти в Цхинвали считают мертворожденной. Как, впрочем, и создание в Тбилиси специальной госкомиссии по предоставлению Южной Осетии статуса автономной республики в составе Грузии – работать в этой комиссии цхинвальские представители отказываются категорически. «Статус Южной Осетии определяется не в Тбилиси – его давно определил осетинский народ: мы – независимая республика, которая никогда не вернется в состав Грузии», – жестко говорит Борис Чочиев.

Все, что делается сейчас в Тбилиси на югоосетинском направлении, считает он, это не что иное, как подготовка к новой войне. «Нынешнее затишье обманчиво. Если в Тбилиси не одумаются, войны не избежать. Там ведь сейчас ведут дело не к мирному урегулированию, а к новой войне. Что ж, получат должный отпор. Атаковать Цхинвали они смогут откуда-нибудь из Карельского района, за десятки километров от нашей границы – ближе мы их не подпустим», – на этот счет у Бориса Чочиева сомнений никаких.

...Ближе к вечеру стало ясно, что командировку в Цхинвали надо заканчивать: других высокопоставленных собеседников не предвиделось – президент Кокойты, премьер Морозов, как сказали мне в Госкомитете по информации и печати, вернутся домой не скоро. Напоследок сотрудники госкомитета устраивают прощальный круг по городу. Пешком: Цхинвали, конечно, столица, но – маленькая. Впечатление то же: тихий, мирный, изнывающий от очередного температурного рекорда городок, по своим масштабам тянущий разве что на какой-нибудь райцентр в российской глубинке. Правда, со следами вроде бы уже давней войны – на то, чтобы латать выбоины от пуль на стенах домов или, скажем, восстанавливать то, что было разрушено за годы вооруженного конфликта 1989–1992 годов в теперь уже бывшем «еврейском квартале», денег у местных властей нет.

Бросилась в глаза еще одна деталь, которую поначалу не заметил: на всех флагштоках в Цхинвали, равно как и на осветительных столбах, по два флага – желто-красный югоосетинский и трехцветный российский. То же сочетание и на осетинском посту на выезде из города. И вспомнился Тбилиси. Там ведь та же картина. С той лишь разницей, что рядом с грузинским флагом – звездно-синие флаги Евросоюза. Все понятно: в Цхинвали рвутся в состав России, в Тбилиси мечтают о членстве в ЕС. Кто ближе к заветной цели? Ответа на этот вопрос пока нет.

Тбилиси–Цхинвали


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
334
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
450
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
382
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
376

Другие новости