На Украине тревожно. Из уст в уста передается информация о техногенной катастрофе под Львовом. По слухам, больницы области переполнены, пострадавших принимать некуда. Загрязненное облако движется в сторону Белоруссии. Небывалая жара осложнила работу ликвидаторов под Львовом. Теперь их задача – не допустить нового воспламенения цистерн с фосфором.
Напомним, поезд, следовавший со станции Аса (г.Джамбул, Казахстан) на станцию Оклекса (Польша), в Буском районе Львовской области сошел с рельсов, вследствие чего произошла утечка фосфора и воспламенение 6 цистерн. В зоне поражения продуктами горения фосфора оказались свыше 11 тыс. жителей близлежащих сел. Их частично эвакуировали. Впрочем, многие так и не рискнули оставить свои хозяйства, скупив при этом в магазинах запасы питьевой воды и активированного угля.
Как сообщили «НГ» в Министерстве чрезвычайных ситуаций, для ликвидации аварии в Львовской области задействовали 136 спасателей и 36 единиц техники МЧС, 8 пожарных поездов «Укрзализницы», 53 военнослужащих и 15 единиц техники Минобороны Украины, технику специальной радиационной, химической и бактериологической защиты, 12 бригад «скорой помощи», милицию.
Вчера на место аварии прибыли представители комиссии завода – производителя фосфора из Казахстана. По информации начальника пресс-центра Главного управления МЧС Украины в Львовской области Павла Василенко, на экстренном заседании украинские и казахские специалисты обсудили вопросы, касающиеся утилизации фосфора и земли с места разлива фосфора.
Следует отметить: с момента чрезвычайного происшествия информация, поступающая от украинских чиновников, была довольно противоречивой. Вице-премьер-министр Александр Кузьмук, назвавший катастрофу чуть ли не «вторым Чернобылем», уже вчера заверил, что никакой опасности для населения и спасателей в зоне выброса фосфора нет. Он заверил, что жители Львовской области могут без опасений пить местную воду, употреблять овощи и купаться в водоемах. Начальник штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации Валерий Пятак также заявил, что ситуация полностью контролируется и не может угрожать здоровью населения. Вместе с тем согласно информации Министерства охраны окружающей природной среды Украины по результатам мониторинга в воздухе населенных пунктов Ангеливка и Лесное обнаружено превышение в 23 раза нормы концентрации фосфорного ангидрида. Загрязнение почв и поверхностных вод не зафиксировано.
«Желтый, он же белый, фосфор – сильный яд, – рассказал «НГ» на условиях анонимности специалист по военной химии. – До начала ХХ века, пока не появились так называемые «серные» спички, фосфорные спичечные головки были любимым ядом европейских самоубийц. В 1906 году в Берне подписали международную конвенцию о запрете использования желтого фосфора в спичечном производстве. Смертельная доза для человека – 0,05–0,15 грамма. При отравлении человек чувствует сильную слабость, пропадает аппетит, кожа слегка желтеет из-за процессов в печени. Поражаются также суставы, кости, почки, головной мозг. Происходит буквально разрушение организма с отмиранием внутренних органов. Смерть бывает долгой и мучительной. Потушить горящий фосфор крайне сложно, попав на кожу, он прожигает тело до костей. Желтый фосфор – главный компонент зажигательных бомб.
Запутанной остается ситуация и с количеством пострадавших. Так, управление пресс-службы Министерства обороны Украины сообщает, что в военно-клиническом центре Министерства обороны Украины в Западном регионе находятся 18 потерпевших от разлива фосфора. Начальник военно-медицинского клинического центра полковник Сергей Петрук сообщил диагноз пострадавших – «острое ингаляционное отравление продуктами горения фосфора», три человека находятся в состоянии средней степени тяжести, остальные – легкой.
Вместе с тем, по информации министра здравоохранения Украины Юрия Гайдаева, в общей сложности было госпитализировано 69 человек, в том числе 19 детей.
На момент сдачи номера в печать в украинских СМИ появилась информация, которая якобы косвенно подтверждает вину украинского Минтранса. По неподтвержденной информации, вечером накануне аварии якобы проводились ремонтные работы колеи, что запрещено в подобное время суток.
Киев