Киргизия снова на пороге волнений. Не успели забыться события марта 2005 года, а уже раздаются новые требования досрочных президентских выборов, изменения политической системы. Профессор-историк, председатель партии «Он Ордо» Зайнидин Курманов в интервью «НГ» поделился своим видением ситуации.
– Зайнидин Карпекович, справедливо ли изречение «история ничему не учит»?
– Этому изречению много лет. Каждый из нас убежден, что сделал из него надлежащие выводы. А на деле все повторяется, сначала в виде трагедии, а потом как фарс... Киргизы тоже внесли свою революционную лепту в политический процесс, над которым сейчас ломают голову маститые политологи. Просвещенный мир давно уже понял, что надо жить по законам общественного развития, а не по средневековым обычаям, когда миром правил «не тот, кто прав, а тот, у кого больше прав».
После крушения КПСС, державшей в узде местные партийные элиты, они «распоясались» и вернули в наши страны архаические средневековые обычаи, от которых цивилизованный мир давно отошел. Поэтому на всем постсоветском пространстве, за исключением прибалтийских стран, мы наблюдаем «дикость» и «варварство» в политических отношениях оппонентов, которые вдобавок ко всему изрядно разбавлены большевистской нетерпимостью. Чего стоит один расстрел танками российского парламента в 1993 году в Москве только из-за того, что оппозиция и власть не поделили между собой эту самую власть.
– Но ведь это был не единственный жуткий акт политического варварства?
– С точки зрения жертв – да. Тогда погибло полторы сотни человек. На фоне того, как «разводилась» оппозиция с властью в Таджикистане, Грузии, Азербайджане или Молдавии, – это были цветочки. Хотя что выше человеческой жизни? Большинство политиков не ценят человеческие судьбы. Не все рождаются Рузвельтами, Ататюрками, Ганди, Ден Сяопинами или Махатхирами... Хорошие политики – это те, кто готов пожертвовать жизнью ради счастья своего народа. Это не те, кто развязывает войны, а те, кто их не допускает. В этом смысле даже в древние и средневековые времена мы находим примеры такой высокой политики, высокого благородства и человеколюбия. Троянский царевич Гектор вступил в единоборство с Ахиллом, зная, что перед ним неуязвимый сын Зевса. И погиб, защищая родину, оставив о себе добрую память. Мой отец сказал мне как-то: как мы обмельчали – потомки римлян, афинян, скифов.
– А таджики, грузины... Как вы оцениваете их опыт разрешения недавних политических конфликтов?
– Такой опыт есть даже у дикарей Новой Каледонии или людоедов бассейна реки Амазонки... Ибо все человечество вышло из одной колыбели. Люди тем и отличаются от животного мира, что обладают Разумом. Человек без Разума сродни животному.
Возвращаясь к современной Киргизии, скажу, что происходящие сейчас у нас события очень напоминают трагедии, случившиеся в Таджикистане, Грузии и Азербайджане. В Таджикистане перестройка породила исламско-демократическую оппозицию президенту Рахмону Набиеву – бывшему первому секретарю Компартии. За годы гражданской войны, которая началась весной 1992 года, в результате противостояния проправительственных и антиправительственных сил в Душанбе погибло 150 тысяч человек. Страну покинули около 2 миллионов беженцев.
Выстрелом в голову был убит и первый всенародно избранный президент Грузии, профессор филологии, правозащитник и диссидент Звиад Гамсахурдия. Он был кумиром грузин, но допустил ряд ошибок во внутренней и внешней политике, что дало повод для оппозиции организовать военный переворот. В конце концов Грузию возглавил Эдуард Шеварднадзе, правление которого обернулось застоем и коррупцией, страна погрязла в сепаратизме, гражданской войне, погибли десятки тысяч человек. Только в абхазском конфликте погибли 17 тысяч человек, 270 тысяч грузин бежали из Абхазии. Потери экономики в то время составили 11 миллиардов долларов США.
Таинственно погиб второй президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей – лидер Народного фронта. Он пришел к власти на волне недовольства прокоммунистическим режимом президента Аяза Муталибова, который получил политическое убежище в Москве. Эльчибей был кумиром демократических сил, но тоже допустил немало ошибок, приведших страну к экономическому коллапсу и военному поражению в войне с Арменией. Он был свергнут через год после своего триумфального избрания в результате военного переворота под началом полковника Сурета Гусейнова. Бежал в Нахичевань, где таинственно и неожиданно «умер».
– Да, невеселая картинка получается. И как быстро удалось восстановить порядок в этих странах?
– Восстановление мира шло драматично и долго. Цена – установление авторитарных режимов и дискредитация демократии. Когда начались все вышеназванные конфликты и столкновения, ситуация вышла из-под контроля местных официальных политиков. Большую роль стали играть внешние силы. В политику прорвалось множество политических авантюристов и криминальных лидеров. То же самое мы видели в Таджикистане. Например, командир 201-й российской дивизии полковник Заболотный, самостоятельно приняв сторону президента Набиева, отдал приказ стрелять в демонстрантов на площади Шохидон. Появились первые жертвы. Стороны стали лихорадочно вооружаться, началась война. Эта политическая авантюра привела также к почти полному исходу русского населения из республики.
Неужели и у нас тоже должна пролиться большая кровь, чтобы мы по достоинству оценили нашу государственность, независимость, научились ценить заслуги предков, которые не позволили исчезнуть народу, нашим культуре и языку?!
Очень страшно, когда в политику приходят безответственные, малообразованные и одновременно амбициозные люди с таким мышлением, с которым в нормальной стране не получишь должности референта в городской управе. Политика – это искусство, наука служения народу, родине. Эта наука требует специальной подготовки и хорошего образования, развитого интеллекта. Настоящие политики должны знать, что уступки и признание собственных ошибок – признак не слабости, а силы. Я далек от мысли хвалить существующую власть. Ошибок и откровенных глупостей за два года допущено немало. Но они не дают мне основания выступать за ее досрочное переизбрание. Слишком дорого это может нам стоить. Народ избрал такую власть. И пусть сам почувствует ответственность за свой выбор, не сваливая все неудачи на политиков.