Очереди у румынского консульства в молдавской столице с каждым днем растут.
Фото Reuters
До конца текущего года Молдавия может наполовину стать румынской: по утверждению президента Румынии Траяна Бэсеску, 1,5 млн. заявлений на получение румынского гражданства ожидается в посольстве этой страны в Кишиневе. Примечательно, что ровно столько избирателей участвовало в последних выборах в молдавский парламент. Учитывая, что в феврале Министерство юстиции Румынии распорядилось ускорить процедуру выдачи национальных паспортов братьям из-за Прута (река на границе Румынии и Молдавии) и даже, по сообщению Rompress, подготовило соответствующий законопроект, а на молдавской территории с этой целью открыто два дополнительных консульских отдела, можно предположить, что ходатайства всех молдаван будут удовлетворены. Такое развитие событий некоторые политики в Кишиневе и Тирасполе называют «поглощением Молдавии Румынией». А Национал-либеральная партия предложила обеим государствам объединиться в союз по типу Россия–Белоруссия.
О возможности потери Молдавией своей государственности «НГ» заявил председатель Конгресса русских общин Молдавии Валерий Клименко. Он заметил, что это вызывает обеспокоенность у русскоязычного населения (около трети от общей численности). Он заметил, что «в очереди за румынским паспортом стоят сотни тысяч человек, среди которых и русскоязычные граждане, которые стремятся получить румынский паспорт, чтобы свободно передвигаться по Евросоюзу». Однако, по словам Клименко, они никогда не будут голосовать за присоединение Молдавии к Румынии, но «этого и не потребуется: в ближайшее время число румынских граждан в Молдавии может достичь 2 млн. человек, что более половины населения страны, и тогда можно будет ставить вопрос о том, что Молдавия – другое государство».
Опасения Клименко разделяет и Дмитрий Брагиш, экс-премьер-министр, председатель парламентской фракции. Он заметил «НГ», что «это вопрос болезненный и очень опасный с точки зрения дальнейшего существования Республики Молдова». По мнению Брагиша, многотысячные очереди молдаван за румынскими паспортами – «следствие политики, проводимой партией коммунистов и ее лидером – президентом Владимиром Ворониным». «Действующая власть не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень своим гражданам, потому из республики, заручившись вторым паспортом, будет уезжать все больше людей», – заметил «НГ» депутат.
Между тем лидер Демократической партии Молдавии, парламентарий Дмитрий Дьяков считает, что из сложившейся ситуации его страна может извлечь пользу. «Мы ведем переговоры с Евросоюзом о том, чтобы гражданам Молдавии разрешили свободно, без виз передвигаться по ЕС, все равно ведь они это смогут делать, получив румынские паспорта. Надежда на то, что нас услышат, есть. В ближайшее время ЕС откроет в Кишиневе единый Центр по выдаче виз, и преференции в этом плане получат некоторые категории молдавских граждан», – сказал «НГ» Дьяков. Тем не менее он не исключил некоторой взаимоинтеграции двух стран, хотя, заметил депутат, «союз по типу Россия–Белоруссия между нами невозможен».
Дмитрий Дьяков не случайно провел «союзную параллель»: на днях Национал-либеральная партия (НЛП) Молдавии призвала к созданию межгосударственного союза Румыния–Республика Молдова, по словам лидера партии, депутата парламента Виталия Павличенко, это «самый эффективный и быстрый способ вступления в ЕС». Между тем ряд молдавских партий и движений начали сбор подписей в поддержку другой инициативы – президента Румынии Траяна Бэсеску об объединении «двух румынских государств» в рамках Евросоюза.
За тем, что происходит в Молдавии и Румынии, внимательно следят в Тирасполе. Руслан Слободенюк, заместитель министра иностранных дел Приднестровья, сказал «НГ», что «никакие интеграционные процессы между Молдавией и Румынией позицию Тирасполя (укрепление независимости) не изменят». Но «если Молдавия как государство исчезнет с политической карты мира, это во многом облегчит нашу задачу», – заметил Слободенюк.
Напомним, что 1 июля 2006 года на приеме в президентском дворце Котрочень Траян Бэсеску предложил Молдавии объединиться в рамках Евросоюза.