В Москве не исключают нового раунда «нефтяной войны» с Белоруссией, в связи с чем решено обезопасить на будущее поставки нефти на Запад от непредсказуемых действий Минска. Как вчера стало известно «НГ», МЧС прорабатывает вопросы безопасности альтернативных путей транспортировки нефти, в частности по железной дороге в обход Белоруссии.
Принятое в ночь на четверг Минском решение отказаться от неожиданно введенной пошлины за транзит российской нефти в Европу разблокировало нефтяные поставки, но не убедило Москву отказаться от поиска новых вариантов транзита. Как сообщил вчера «НГ» руководитель Центра прогнозирования и мониторинга МЧС «Антистихия» Владислав Болов, «сейчас прокачка пошла, но надо всегда помнить и о негативном варианте развития ситуации». «Россия должна выполнить свои международные обязательства, и если нефть по известной причине не идет по трубе, то ее придется доставлять по железной дороге. Мы знаем, что с учетом теперешней нагрузки все цистерны находятся в работе, а дополнительные объемы перебросить надо. При этом известно, что часть цистерн не используется, так как проходит плановый ремонт, техобслуживание и т.д. Чтобы в сжатые сроки пополнить парк, придется использовать этот резерв, ставить на рельсы цистерны, не вполне готовые к этому. В таком случае риск аварий значительно возрастает, и мы должны предусмотреть эту вероятность и заранее продумать возможные сценарии реагирования».
Между тем вчера в Москве продолжились российско-белорусские переговоры по урегулированию «нефтяного кризиса». При этом, несмотря на отсутствие на момент сдачи номера в печать точной информации о вариантах возможного компромисса, независимые эксперты в Москве и Минске считают, что максимальный экономический и политический выигрыш от торгового блицкрига получил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Если в середине девяностых Минск соглашался перечислять Москве 85% всех пошлин от реэкспорта российской нефти, то в 2007 году Белоруссия может увеличить свою долю до 20% или даже до 30%. При этом Россия будет вынуждена отменить введенную в декабре пошлину в 180 долл. при экспорте каждой тонны нефти на территорию Белоруссии.
«Никаких уступок Лукашенко в действительности не сделал – просто с отменой незаконной транзитной пошлины Минск вернул конфликт в исходное положение, добившись обещания встречных шагов со стороны России», – считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. По мнению экономиста, Москва и Минск, скорее всего, договорятся о разделе доходов от реэкспорта российской нефти в пропорции 20%–80% или даже 30%–70%.
«Договорившись с Москвой о новых условиях раздела экспортных пошлин, Минск может потерять по сравнению с 2006 годом около 5% ВВП, но 20% или даже 30% – это, конечно, лучше, чем исходные 15%, которые были зафиксированы в соглашении 1995 года», – отмечает Ярослав Романчук.
«Условия раздела нефтяных пошлин – это основное направление переговоров, и Россия, вероятно, пойдет здесь на уступки Белоруссии», – считает аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. При этом, правда, Москва постарается взимать экспортные пошлины самостоятельно, перечисляя часть доходов в белорусский бюджет.
Возможно, Минску удалось бы добиться и большего в торге с Москвой, если бы не боязнь нанести в ходе «нефтяной войны» непоправимый ущерб белорусской экономике. Быстрая отмена Минском транзитных пошлин на российскую нефть объясняется угрозой остановки белорусских нефтеперерабатывающих заводов. С января белорусские НПЗ работают в режиме минимальной загрузки, и это обстоятельство крайне беспокоит официальный Минск. «Запасов сырья для работы наших НПЗ хватит максимум на 2 недели, после чего остановятся не только они, но и другие предприятия нефтехимии», – говорит Романчук.
По информации из Минска, правительство Белоруссии уговаривало Лукашенко вообще не вводить этот не вписывающийся ни в какую хозяйственную практику платеж, но глава белорусского государства был непреклонен – пусть платят. Когда стало понятно, что платить не будут, правительственные эксперты, вооруженные экономическими выкладками, стали уговаривать батьку дать добро на отмену. Аргументов «за» стало еще больше после того, как появилась информация о намерениях Москвы обложить пошлиной белорусский экспорт в Россию.
Напомним, что потери белорусской экономики от введения Россией экспортной пошлины эксперты оценивают в 3–3,5 млрд. долл. в год. Еще 6 млрд. долл. – это объем белорусского экспорта в Россию. Все вместе – практически треть белорусского ВВП.
Минск-Москва