Во второй половине дня в среду грузинские правительственные формирования практически завершили разгром военизированного формирования «Охотник», объявившего неподчинение властям. По последним данным, около 60 мятежников во главе с Эмзаром Квициани заблокированы в лесу в окрестностях селения Ажара. Все населенные пункты ущелья взяты под контроль. Идут обыски, изымается оружие. По некоторым данным, в ходе спецоперации в общей сложности около ста человек получили ранения, есть и погибшие.
О том, что дело идет к концу, на брифинге сообщил глава администрации президента Грузии Георгий Арвеладзе. «Власти предпринимают все, чтобы не пострадало мирное население ущелья. Поэтому мы просим не находиться вблизи бандитов», – сказал Георгий Арвеладзе. Из последней его фразы можно предположить, что власти избрали путь истребления мятежников.
Завершение операции подтвердила и абхазская сторона. «По нашим данным, сторонники Эмзара Квициани рассеялись в лесах, а грузинская полиция осуществляет паспортный контроль в селах ущелья», – заявил начальник Генштаба ВС Абхазии Анатолий Зайцев.
В Тбилиси, между тем, в центре внимания оказалось заявление влиятельного депутата Гиви Таргамадзе, в котором он обвинил лидера движения «Вперед, Грузия!» Ираклия Батиашвили, в 1990-х годах занимавшего пост министра госбезопасности, в преступных связях с Эмзаром Квициани и сепаратистским правительством Абхазии. Таргамадзе представил запись телефонного разговора, в котором бывший шеф госбезопасности призывает повстанца к стойкости духа, а Квициани рассказывает ему о помощи, которую предложил замминистра обороны Абхазии Гарри Купалба.
«Это дезинформация, которую на подконтрольных телеканалах запускают власти», – заявил «НГ» Ираклий Батиашвили. По его словам, в предложенной аудиозаписи отсутствуют фрагменты, а главное – слова Квициани о том, что он отказался от помощи сухумского чиновника. «Меня, в отличие от властей, которые устроили карательную операцию против своего же населения, тревожит ситуация в Кодори, и я по мере возможности поддерживаю связь с регионом», – заявил «НГ» Ираклий Батиашвили.
Сухуми опроверг сведения о «деловых» контактах с Квициани. Министр иностранных дел де-факто правительства Абхазии Сергей Шамба заявил «НГ», что проблема воинства Эмзара Квициани не появилась внезапно. «Мы давно требуем разоружить и упразднить это формирование. В 2001 году отряды чеченского боевика Руслана Гелаева прошли к нам через сванские деревни. После разгрома гелаевцев было желание идти дальше, но мы не стали этого делать. А власти Грузии только сейчас столкнулись с проблемой, когда созданные ими вооруженные отряды превратились в проблему для них самих же. И они стали решать проблему традиционным для себя методом силы», – заявил Сергей Шамба «НГ».
Руководитель Центра развития и сотрудничества Паата Закареишвили считает, что «кодорская провокация» удалась тем, кто хочет выставить Грузию в качестве несостоявшегося государства, – стоит ознакомиться с комментариями российских чиновников и политиков. События в ущелье, по словам политолога, на руку и абхазским властям, которые используют их как доказательство несостоятельности и агрессивности Тбилиси в отношении собственного же народа. «Власти продемонстрировали неспособность к компромиссам и склонность к применению силы», – заявил Паата Закареишвили «НГ».
Действия властей жестко критикует оппозиция, в то же время не оправдывающая мятежников. В частности, лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили призвал генсека Кофи Аннана обратить внимание на кодорский кризис.
Тбилиси