Заместитель командующего Сухопутными войсками РФ Валерий Евневич держит удар.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Обострение внутриполитической ситуации сразу в двух постсоветских республиках – Грузии и на Украине – заставило противостоящие стороны разыгрывать козырную «московскую карту». Несмотря на то что формы и причины гражданских катаклизмов в обеих странах различны: в первом случае налицо военный конфликт власти с собственным населением, во втором – парламентский коллапс, «виновный» был найден быстро. Тбилиси обвиняет Россию в том, что взбунтовавшиеся жители Кодори действовали по указанию Кремля. А в Киеве звучат слова о том, что российские политические круги, сделавшие ставку на Виктора Януковича, стараются продвинуть его в премьеры. Сложно сказать, насколько оправданны эти обвинения, но скорее всего Москва действительно может использовать внутренние проблемы соседей для того, чтобы вернуть их в сферу своего влияния.
Ситуация в Грузии и на Украине развивается для этих стран по худшему сценарию. По мнению экспертов, если в этих странах политический кризис продлится еще некоторое время, то можно будет говорить если не о закате нынешних их лидеров, то о больших пертурбациях в самих республиках. «Нынешняя ситуация в Кодорском ущелье – это сильнейший удар по Саакашвили и по Грузии в целом», – заявил «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Он считает, что если на карте Грузии появится еще одна горячая точка, то это может повлечь за собой большие изменения в стране, которые скажутся на политической карьере Саакашвили. Политолог отметил, что Грузия всегда была государством, где центральная власть не была достаточно сильна и не контролировала не только территорию Абхазии и Южной Осетии, но и, по сути, долгое время не могла вмешаться в ход аджарских событий, а Кодорское ущелье контролировалось очень и очень относительно. Что же касается политики Москвы в современных условиях, то здесь, по мнению политолога Андрея Сафонова, возможны две тенденции. Первая заключается в том, чтобы вернуть себе влияние. И это влияние видится через ослабление центральной власти на устранение тех президентов, которые не отвечают интересам долгосрочной российской политики. Устранение, конечно, политическими средствами. Если таковое не окажется возможным, то тогда в дело вступает, как мы наблюдаем сейчас, вариант регионализации. Однако, с другой стороны, в России есть масса политиков-прагматиков, которые четко понимают, что попытки взорвать ситуацию в сопредельных государствах могут сработать по принципу бумеранга, отозвавшись беспорядками у них дома. Напомним, что во время саммита G8 президент Владимир Путин заявил, что на территории России базируется две тысячи потенциальных конфликтов. Поэтому сейчас дальнейшее развитие событий зависит от следующих факторов. Насколько центральные власти Украины и Грузии в ближайшие дни, максимум недели смогут взять под контроль ситуацию в своих регионах, восстановить порядок в Кодорском ущелье в Грузии и не допустить регионализацию по принципу Запад–Восток на Украине. Сможет ли в такой ситуации выжить политик Виктор Ющенко?
Интересно также, какая линия победит в самой Москве. Будет ли это прагматическая линия, по которой стабильные государства, с которыми надо договариваться, явятся позитивным фактором для самой России? Или же верх возьмут радикалы, которые попытаются просто-напросто взорвать ситуацию в Грузии, на Украине, а возможно, и в Молдавии для того, чтобы в какой-то мере на протяжении нескольких месяцев в обстановке неконтролируемой ситуации и хаоса вытеснить оттуда все движение, кроме российского?
Какая тенденция возобладает, неизвестно. Впрочем, Алексей Малашенко не согласен с тем, что Россия потеряла свое влияние в этих странах. «Просто необходимо смириться с тем, что ни Украина, ни Грузия больше не вассалы. И отношения необходимо строить с новыми государствами. Новые государства – новые отношения», – считает профессор Малашенко.