Сегодня грузинские парламентарии могут потребовать вывода российских миротворцев.
Фото Reutres
В воскресенье вечером, накануне рассмотрения в грузинском парламенте вопроса о возможном выводе российских миротворцев из Цхинвали, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили сделал беспрецедентное по воинственности заявление. «В этом году перед Грузией стоят две главнейшие задачи: воссоединение Цхинвальского региона, решение которой вступает в активную фазу, и в конце года получить статус страны – кандидата на членство в НАТО», – заявил он журналистам и на поставленный вопрос уточнил, что не изменил своих планов встретить 2007 год в Цхинвали. «Для меня секундомер уже включен», – добавил он.
Программа-минимум Грузии общеизвестна – интеграция в евроструктуры, НАТО, восстановление территориальной целостности. Но когда об этом же начинает говорить министр обороны, становится тревожно. В августе 2004 года революционные власти, быстро решившие аджарскую проблему скрытного сепаратизма, неудачно попытались разрешить и цхинвальскую самостоятельность. По практически единодушной оценке политологов, ввод подразделений МВД и МО в зону конфликта отбросил налаживавшийся грузино-осетинский диалог назад, в начало 90-х годов, когда разгорелся сам конфликт и едва не привел к новой братоубийственной бойне. Ираклий Окруашвили тогда говорил, что ни о какой войне не может быть и речи и, дескать, непонятно, отчего передислокация воинских подразделений суверенной Грузии на собственной территории вызывает ажиотаж. В сентябрьском обострении в Цхинвальском регионе, когда в день празднования независимости югоосетинская столица подверглась минометному обстрелу, наблюдатели также склонны обвинять министра обороны, без ведома которого в его ведомстве и муха не пролетит. Госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава в запале сказал: «Это мог сделать либо идиот, либо враг Грузии».
Развивая тему встречи Нового года в Цхинвали, Окруашвили заявил журналистам, что руководство Грузии подробно изучило сценарии развития событий после возможного решения грузинского парламента о выводе российских миротворцев из зоны грузино-осетинского конфликта. «Не исключаю, что Россия заявит об отказе выхода из зоны конфликта под предлогом защиты интересов своих граждан. Не исключаю также, что миротворцы выйдут, но в зоне конфликта Россия будет действовать в виде неформальных вооруженных формирований», – поделился суждениями грузинский министр обороны. Он также сообщил, что грузинское государство вводит визовый режим для миротворческого контингента. «Визовый режим был введен российской стороной, и сейчас они собирают урожай. Каждому так называемому миротворцу нужна такая виза, и я не исключаю, что подобные инциденты с задержанием миротворцев будут повторяться, если они не обратятся в МИД Грузии за такими документами», – сказал бывший блестящий адвокат. Поясняя введение визового режима, Окруашвили подчеркнул, что последние события в Цхинвальском регионе и обострение отношений с Россией вынуждают Грузию быть более мобилизованной и настороженной. «Мы не будем уступчивыми, когда речь идет о нарушении грузинского законодательства, но в то же время все сделаем, чтобы ситуация не вышла из-под контроля», – заявил он. Под инцидентом Окруашвили подразумевал задержание 8 февраля трех российских офицеров в зоне грузино-южноосетинского конфликта, прибывших в Грузию через неподконтрольный Тбилиси Рокский тоннель вообще без паспортов.
Завтра парламент Грузии приступает к рассмотрению вопроса о миротворцах в Цхинвальском регионе. Очевидно, будет принято постановление об их выводе – что, впрочем, не означает, что «голубые каски» на следующий день начнут уходить из зоны конфликта. Более того, местные эксперты считают, что парламент выполняет своего рода президентский заказ. В частности, политолог Паата Закареишвили заявил «НГ»: «Этот акт создаст Саакашвили определенные условия для маневра в переговорах с Путиным – вопросы вывода миротворческого контингента должны решаться на президентском уровне». С учетом этого и двусмысленные заявления министра обороны Окруашвили можно было бы расценить в качестве создания необходимого грузинским властям информационного фона. Но проблема в том, что бывший адвокат Окруашвили – едва ли не самая самостоятельная фигура в правительстве.
Тбилиси
Статус миротворцев в Южной Осетии и Абхазии
Российский миротворческий контингент введен в Цхинвали в 1992 году согласно двухстороннему российско-грузинскому соглашению, подписанному в том же году в Дагомысе президентами Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе.
В Абхазию российские миротворцы вошли в 1994 году. Решение об их вводе в непризнанную республику было принято в том же году на заседании Совета глав государств – членов СНГ.