Повязка на рот может стать для белорусской оппозиции единственным разрешенным аксессуаром.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
Президент Белоруссии Александр Лукашенко подтвердил свою репутацию политического новатора. Вчера верхняя палата белорусского парламента утвердила поправки в Уголовный кодекс, карающие за вербальную «дискредитацию Белоруссии». Подобной нормы, как утверждают правоведы, нет ни в одной демократической стране Европы. В Белоруссии же теперь можно будет лишиться свободы не только за «призывы к изменению государственного строя», но и за «предоставление иностранному государству заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь». Причем привлекаться по этой статье могут не только подданные Лукашенко, но и иностранцы. В первую очередь журналисты, причем даже за материалы, опубликованные за пределами Белоруссии.
Новые правки в Уголовный кодекс коснутся в первую очередь политиков и журналистов. КГБ уже объявил, что нарушители из их числа будут лишены аккредитации и выдворены из страны немедленно. «У белорусской власти появился хороший инструмент подавления оппонентов», – комментирует юрист Сергей Балыкин. По его словам, теперь журналистам будет опасно публиковать критические материалы о режиме Лукашенко уже не только в белорусских СМИ, но и за пределами страны.
На вопрос, что будет с иностранными политиками, чью критику власти сочтут наветом, представитель пресс-службы КГБ Белоруссии Валерий Надтачаев заявил «НГ»: «Если человек приехал в Белоруссию и совершил преступление, он будет нести ответственность по нашим законам. Это соответствует нормам международного права». По словам Надтачаева, конечной инстанцией, определяющей, есть ли в словах политика состав преступления, будет белорусский суд.
«Насколько я знаю, законодательных норм, предусматривающих ответственность за дискредитацию государства в белорусском варианте, нет ни в одной из западных демократий», – заявил «НГ» известный эксперт Алексей Малашенко.
В России, где у государственных чиновников давно стало хорошим тоном вчинять миллионные иски журналистам и оппозиционерам за малейшую помарку, этот опыт Минска пока не востребован. Но если такое случится, последствия будут еще хуже. Нелицеприятный тон материалов западных журналистов, резкие, на грани фола оценки политической и экономической ситуации в стране – все это потенциальная статья. Чего стоят одни только заявления Виктора Шендеровича о российской политической традиции или фраза Гарри Каспарова в Wall Street Journal: «┘каждый уважающий себя человек должен восстать против диктатуры Путина и сопротивляться ей».
Но, как считает директор Института Европы, политолог Сергей Караганов, «первым под такую поправку попал был Владимир Владимирович Путин, который регулярно, в том числе в заявлениях парламента, критикует существующие у нас порядки. А также большая часть министров. Тут даже не надо искать оппозицию. Сели бы все, кто имеет разум и думает о стране. Эта поправка возвращает Белоруссию к 37-му году, за клевету на Сталина или на советскую власть садились на 5–10 лет. Здесь немножко меньше, но большой шаг в этом направлении уже сделан». Согласен с коллегой и директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. «Если бы в России действовали подобные нормы, опасность грозила бы не только оппозиционерам и журналистам. Значительная часть членов правительства и сотрудников администрации президента, безусловно, загремела бы в кутузку, – заявил он «НГ». – То, что они говорят о России, де-факто является оскорблением для нашей страны, свидетельствует о низком интеллектуальном уровне нашего народа».
═
Минск