Анатолий Кинах работает в правительстве Украины уже десять лет и уверен, что нынешняя команда вполне дееспособна.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
– Анатолий Кириллович, чем, на ваш взгляд, вызваны все чаще возникающие в последнее время острые проблемы во взаимоотношениях украинской власти и российского бизнеса?
═
– Я думаю, что в ближайшее время мы сможем урегулировать основные спорные вопросы. Огромный шаг в этом направлении был сделан, когда на уровне президентов Украины и России была создана межгосударственная комиссия по сотрудничеству. Я уверен, что у Виктора Ющенко и Владимира Путина хватит мудрости и выдержки, чтобы, не разрушая то, что уже было создано, опираясь на взаимное доверие, наращивать сотрудничество.
═
– Но российские бизнесмены, с которыми вы встречались на днях в Москве, выражали обеспокоенность относительно своих украинских проектов?
═
– Я участвовал в заседании экономического совета СНГ и действительно разговаривал со многими представителями крупного российского бизнеса. Я еще раз подчеркнул, что Украина развивается как правовое демократическое государство. Это значит, что власть четко придерживается принципов верховенства права, защиты интересов инвесторов, создания безопасных условий для бизнеса и равноправной конкуренции.
Мы обсудили массу интересных направлений, по которым могут быть реализованы совместные проекты. В частности, можно говорить о создании промышленно-финансовых групп, транснациональных компаний в энергетическом секторе, в сфере транзита и транспортировки грузов, машино- и авиастроении, аграрном и горно-металлургическом комплексах...
═
– Значит ли это, что Украина готова к сотрудничеству в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП)?
═
– Позиция нашей страны не изменилась: мы будем принимать участие в формировании ЕЭП в рамках, определенных Конституцией Украины. Это неоднократно подтверждали и президент, и правительство. ЕЭП, на наш взгляд, является уникальной возможностью снять искусственные барьеры в таких сферах, как перемещение рабочей силы, товаров, капиталов. К этому стремится весь цивилизованный мир, на этих принципах строится Евросоюз.
═
– К следующему, киевскому заседанию Группы высокого уровня по созданию ЕЭП украинская сторона готова будет поддержать все проекты соглашений или по-прежнему только ту часть, которая касается создания зоны свободной торговли?
═
– Очень важно, чтобы мы, создавая новое объединение, не повторили печальный опыт СНГ, в рамках которого подписывались сотни соглашений. Но подавляющее большинство из них никогда не выполнялось, по крайней мере в полном объеме. Поэтому ЕЭП нужно сразу наполнить реальным экономическим содержанием. Мы считаем, что первый этап должен стать своеобразным тестом на проверку искренности государств – участников ЕЭП. Речь идет как раз о создании зоны свободной торговли. Украина готова это сделать с 1 июля. Надеемся, что наши партнеры согласятся с таким предложением.
Далее, учитывая, что участники ЕЭП объявили о своем намерении вступить в ВТО, можно выйти на более глубокий уровень интеграции. Начиная от создания региональных таможенных союзов и заканчивая полной синхронизацией действий, опираясь на требования ВТО и принципы ЕС. Этот этап вполне реализуем при наличии политической воли у лидеров «четверки». Главное – сразу же формировать отношения на равноправной и взаимовыгодной основе.
═
– Вы в данном случае выражаете позицию правительства?
═
– Да, это официальная позиция, которую подтвердил Совет нацбезопасности и обороны Украины (СНБОУ).
═
– Но позиция главы СНБОУ часто расходится с позицией премьер-министра. Какую же из них считать более официальной?
═
– Я считаю очень положительным фактом, что при решении сложнейших системных вопросов (к числу которых относятся перспективы вступления в ВТО и присоединения к ЕЭП) на уровне государства ведется дискуссия. Это нормально и правильно. В конечном итоге споры приводят к принятию выверенных решений. Ведь опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.
═
– Значит, вы считаете, что в команде Виктора Ющенко раскола нет?
═
– Я знаю, что раскола нет. То, что журналисты называют расколом, можно отнести к издержкам становления команды. Это уже четвертый состав Кабинета министров за последние десять лет, в котором я работаю. И могу сказать, что сейчас в правительство пришло много людей с высокими идеалами и принципами. Важно, чтобы к их моральным качествам прибавилось умение работать на уровне высшего государственного менеджмента. Только так можно создать условия для развития внутренней экономики и для межгосударственного сотрудничества. Надеюсь, мы пройдем это испытание.
═
– Как, на ваш взгляд, может повлиять на атмосферу сотрудничества так называемый черный список предприятий, в законности приватизации которых сомневается новая украинская власть? Кстати, Юлия Тимошенко настаивает, что такого списка не существует, а Виктор Ющенко обещает его обнародовать...
═
– Если говорить об атмосфере, то я могу гарантировать, что президент и правительство Украины не допустят, чтобы в нашей стране начался передел собственности вне рамок закона. Я очень сожалею о том, что объективной задаче контроля за выполнением законов в ходе приватизации придали элемент нездоровой сенсационности. Было сделано много необдуманных заявлений относительно количества и перечня предприятий. Суть же в том, что государство обязано соблюдать интересы общества, особенно в таком важнейшем вопросе, как приватизация стратегических предприятий. Сейчас речь идет о крупных предприятиях, в отношении истории приватизации которых есть вопросы. Возможно, где-то была занижена стоимость, в отдельных случаях в процессе продажи не соблюдался принцип равного доступа и рыночной конкуренции, кое-где возникают проблемы с выполнением инвестиционных обязательств или ухудшаются экономические показатели. Во всех этих случаях государство обязано вмешаться в ситуацию. Но мы ни на шаг не отойдем от требований законодательства: пока суд не скажет свое слово, действует презумпция невиновности.
═
– Разве попавший в прессу список из трех десятков предприятий не наносит ущерб их деловой репутации?
═
– Когда мы называем примерное количество объектов, то хотим подчеркнуть, что вопрос касается не тысяч предприятий, а только нескольких десятков. К ним, подчеркну, нет претензий, а есть вопросы. Вот, например, прошла проверка на «Ровноазоте», и выяснилось, что предприятие эффективно работает, выполняет все требования законодательства. Какие могут быть вопросы? Аналогичная ситуация с Николаевским глиноземным заводом. Изучили ситуацию – все в порядке.
Мы будем жестко противодействовать коррупции и нарушениям законодательства в процессе приватизации. Но при этом параллельно будем делать все, чтобы защитить права собственников и создать благоприятные и безопасные условия для бизнеса. Это в интересах не только бизнесменов, но и правительства.
═
– Пересмотр некоторых итогов приватизации может затронуть интересы российских инвесторов?
═
– Национальность капитала в данном случае не играет никакой роли. Перед законом все равны, независимо от фамилии инвестора, симпатий власти, политических убеждений собственника. Я в последнее время общался со многими российскими бизнесменами, которые работают в машиностроении, цветной металлургии, в нефтеперерабатывающем комплексе, в сфере транспортных перевозок. И каждого я заверил: правительство Украины будет строить цивилизованный рынок, потому что мы заинтересованы в инвестициях.
═
– Все представители украинской власти делают подобные заявления, но расходятся в конкретных планах: Юлия Тимошенко собирается строить новый нефтеперерабатывающий завод (чтобы досадить российским владельцам уже существующих НПЗ), вы выступаете против...
═
– В отношении рынка нефти и нефтепродуктов вопрос принципиальный. Мы импортируем 80% нефти, в основном из России. За последние годы Украина сделала огромный шаг вперед, сумев не только наполнить внутренний рынок, но и перейти к экспорту нефтепродуктов. Это означает создание рабочих мест, уплату налогов в госбюджет. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы развивать эту отрасль. Но на сегодня суммарные производственные мощности всех нефтеперерабатывающих предприятий на территории Украины составляют 50 миллионов тонн. ежегодно, а перерабатывается только 23–25 миллионов тонн. То есть существующие мощности используются меньше чем наполовину. На мой взгляд, нет смысла вкладывать деньги в строительство нового НПЗ. Эффективнее создать условия для привлечения инвестиций в модернизацию работающих заводов. Последнее позволило бы повысить глубину переработки нефти до 75–80% и улучшить качество нефтепродуктов.
═
– Но премьер-министр видит основную задачу в том, чтобы разрушить монопольное положение российских компаний на рынке?
═
– Безусловно, нужно стремиться к тому, чтобы не было монопольного влияния на рынок отдельных компаний, в том числе и российских. Но добиться этого можно созданием условий для конкуренции. Это тонкий инструментарий. Я рад, что президент распорядился создать специальную рабочую группу, в которую вошли представители правительства, секретариата президента и нефтеперерабатывающих компаний. В дальнейшем мы будем консультироваться по каждому отдельному вопросу. Надеюсь, это исключит возможность принятия решений, которые противоречат законам рыночной экономики.
Очень важно, чтобы мы решали вопросы энергетической безопасности, ни в коем случае не применяя так называемые силовые методы, административные рычаги, как это, к сожалению, случилось в последнее время. Я не случайно в Москве сказал, что мне неудобно за такие попытки решать проблемы на рынке нефтепродуктов кавалерийским наскоком. Я призвал российских бизнесменов проявить выдержку, мудрость и не вступать в эмоционально-политические дискуссии. Мы же создаем все условия для диалога власти и бизнеса на основе равноправного партнерства и взаимной ответственности. Очень надеюсь, что этот урок был полезен для нас всех – и украинской, и российской стороны.
═
Киев