Президент решает, кому еще из прежних приближенных указать на дверь.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Таджикская оппозиция обвинила власти страны в стремлении избавиться от потенциальных конкурентов действующего главы государства Эмомали Рахмонова на предстоящих президентских выборах-2006. Поводом для подобного заявления стал арест известного оппозиционера, лидера Демократической партии Таджикистана Махмадрузи Искандарова.
Бывший член Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Искандаров был полевым командиром во время гражданской войны 1992–1997 годов. После ее окончания, по общему мирному соглашению 1997 года, ОТО получила 30-процентную квоту в структурах исполнительной власти Таджикистана. Но в последние годы присутствие ОТО в государственных структурах заметно уменьшилось. Так, были уволены со своих постов первый вице-премьер, министры культуры, образования и сельского хозяйства. Сегодня оппозицию в правительстве представляет только министр по чрезвычайным ситуациям Мирзо Зиеев.
Эксперты сходятся во мнении, что Эмомали Рахмонов заранее устраняет политических соперников, а также некогда приближенных к нему со времен гражданского противостояния людей, которые, собственно, и привели его к власти. Вначале все они получили высокие должности, но как только возникало малейшее подозрение в их лояльности и стремлении влиять на государственную политику, вопрос решался президентом кардинально.
Список этот довольно обширен. Так, при загадочных обстоятельствах перестреляли друг друга бывший командир Народного фронта Сангак Сафаров и его помощник Файзали Саидов. Затем должности лишился министр внутренних дел Якуб Салимов. В минувший понедельник его приговорили к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Салимова обвиняют в измене родине и организации вооруженного мятежа. В декабре 1992 года Салимов был назначен главой МВД, а в 1995-м – послом Таджикистана в Турции. Практически сразу он объявил о переходе в оппозицию и в течение нескольких лет скрывался в Арабских Эмиратах. Летом 2003 года его задержали в Москве правоохранительные органы России по запросу прокуратуры Таджикистана. А в феврале 2004 года он был выдан Душанбе под гарантии того, что к нему не применят смертную казнь.
Подобная участь ожидает еще одного некогда приближенного к президенту генерала – Гаффора Мирзоева. Как заявил во вторник генпрокурор Таджикистана Бободжон Бобохонов на пресс-конференции в Душанбе, «уже в ближайшее время ему будет предъявлено обвинение в подготовке госпереворота». Гаффор Мирзоев, так же как и Искандаров, бывший полевой командир Народного фронта. Долгое время он был главнокомандующим президентской гвардии. 30 января 2004 года президент Таджикистана своим указом снял Мирзоева с должности. И назначил директором Агентства по контролю за наркотиками. На этом посту генерал проработал до своего ареста в августе 2004 года. Общественность не сомневается, что Гаффор Мирзоев по обвинению в подготовке госпереворота будет показательно осужден на длительный срок. Причем, как сообщил генпрокурор Таджикистана, «по этому делу в качестве соучастников проходят 22 человека».
Вот и Махмадрузи Искандарову предъявлены обвинения исключительно по криминальным статьям. И никакой политики. Генпрокуратура Таджикистана обвиняет его в хищении и присвоении госимущества в особо крупных размерах, незаконном содержании личной охраны, хранении и ношении оружия, бандитизме и терроризме.
Напомним, что Махмадрузи Искандаров в декабре прошлого года по запросу таджикской стороны был задержан в Москве и провел четыре месяца в следственном изоляторе. Однако за недостаточностью улик 4 апреля нынешнего года он был освобожден постановлением Бабушкинской межрайонной прокуратуры Москвы. Более того, лидер Демпартии попросил политического убежища, что уже само по себе исключает возможность участия Искандарова в политической жизни страны и уж тем более участия в предстоящих президентских выборах. Правда, сразу после его освобождения генпрокурор Бобохонов заявил, что уголовное преследование Искандарова не прекращено: «Он разыскивается как особо опасный преступник. Рано или поздно он будет отвечать перед законом».
При загадочных обстоятельствах 16 апреля нынешнего года Махмадрузи Искандаров, проживавший в подмосковном Королеве, после освобождения из московского СИЗО исчез. Родственники и соратники по партии забили тревогу, и только через десять дней выяснилось, что Искандаров «арестован и находится в следственном изоляторе Министерства безопасности Таджикистана». Об этом заявил во вторник журналистам генпрокурор Таджикистана. «Задержание Искандарова носит политический характер», – подчеркнул в интервью «НГ» замглавы Демпартии Рахматулло Валиев. Он также отметил, что вчера адвокату Ширинмох Иброновой, которая будет защищать Искандарова, было отказано во встрече с ее подопечным, хотя законодательство предусматривает возможность встречи подзащитного с адвокатом с момента задержания.
Уже существует несколько версий ареста лидера Демпартии. Правда, по словам Рахматулло Валиева, «все подробности можно будет узнать только от самого Искандарова». При этом соратник по партии Махмадрузи Искандарова уверен, что тот никак не мог приехать в Душанбе, ибо прекрасно осознавал всю опасность своего появления на родине. Хотя лидер Демпартии не исключал своего возвращения в Таджикистан, но как он сам заявил в интервью «Азия Плюс»: «Я намерен вернуться на родину честным и ни в чем не подозреваемым». В российских СМИ высказываются предположения, что Искандаров был переправлен в Душанбе на военном самолете с подмосковного аэропорта «Чкаловский». Экстрадиции Искандарова предшествовали переговоры Путина с таджикским коллегой Рахмоновым, сообщает «Эхо Москвы».
В то же время Демпартия намерена привлечь внимание всех международных организаций и дипломатических представительств, аккредитованных в Душанбе, к аресту их лидера. Партия эта хоть и небольшая по численности (всего 6 тыс. человек), но пользуется популярностью. «Недавно НПО «Социолог» среди населения республики проводил опрос на тему: «Представителя какой партии вы бы хотели видеть президентом на будущих выборах главы государства». 48% из числа опрошенных хотели бы видеть будущего президента из Народно-демократической партии (партия власти, лидер НДП президент Эмомали Рахмонов), 23% – из Демпартии, 17% – Коммунистической партии, меньше 6% набрали другие партии», – сказал Рахматулло Валиев.
Похоже, зачистка политического поля в республике идет полным ходом, хотя до выборов еще есть время. Возможно, недавние цветные революции в странах СНГ, особенно свержение режима Акаева в Киргизии, заставляют Рахмонова торопиться с шагами по укреплению своей власти. Сделать это ему тем более легко, что практически все потенциальные оппоненты режима выглядят фигурами отнюдь не безгрешными в глазах закона.