После долгих колебаний власти Грузии отказались от идеи приватизировать магистральный газопровод и подписывать соответствующий контракт с российским «Газпромом». Окончательно «продавливал» это решение побывавший в Тбилиси на этой неделе советник президента США по вопросам Евразии Стивен Манн. Официально занимаясь исключительно подготовкой майского визита в Грузию президента США, Стивен Манн и подсказал наилучший, по его мнению, выход: для реабилитации своих газопроводов Тбилиси, мол, не следует ориентироваться на «Газпром», а лучше воспользоваться американской помощью.
Примечательно, что сам советник Буша публично на эту тему не высказывался. За него подробности состоявшихся консультаций озвучивали грузинские политики. В частности, в минувший вторник, сразу по окончании встречи с американцем, председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе сказал журналистам, что Соединенные Штаты «порекомендовали Грузии вообще не рассматривать вопрос продажи магистрального газопровода России». По его словам, «американская сторона обеспокоена возможностью продажи грузинского магистрального газопровода России и не советует руководству Грузии этого делать».
Чем так озаботила Вашингтон уже вроде бы согласованная в грузинских «верхах» сделка с «Газпромом», парламентарий тоже пояснил. «Стивен Манн деликатно посоветовал грузинскому руководству не идти на шаги, которые впоследствии смогут поставить под угрозу энергетическую независимость страны», – отметил ГивиТаргамадзе.
Таким образом, перед российским АО «Газпром», обеспечивающим Грузию природным газом и всерьез рассматривавшим расширение своего присутствия в этой стране, опущен американский шлагбаум. До последнего времени казалось, что препятствий на пути всемогущего АО нет. Необходимость реабилитации газопровода была очевидной, а желающих истратить на это дело 200 млн. долл., кроме российской компании, не оказалось. На это, к слову, упирал госминистр по экономическим реформам и развитию Грузии Каха Бендукидзе, парируя обвинения оппозиции в лоббировании интересов российских компаний. «Кроме «Газпрома», нашим магистральным газопроводом никто не интересуется. На каком основании им отказывать, о каком лоббировании может идти речь?» – говорил он журналистам.
Его главный, пожалуй, оппонент в этом вопросе лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе заявил «НГ»: «Госминистра не заботит вопрос энергетической безопасности Грузии. Электроэнергетика почти целиком зависит от РАО «ЕЭС России». Газ мы тоже получаем из этой страны. Теперь еще газопровод готовимся отдать. Грузия в итоге окажется в абсолютной энергозависимости от России, политические отношения с которой оставляют желать много лучшего. И нет никаких гарантий, что складывающуюся ситуацию Москва не использует в качестве эффективного рычага давления в политических вопросах».
В самом «Газпроме» удивлены возросшим негативным отношением к компании. «Мы удивлены заявлениями некоторых сил, что выход «Газпрома» на грузинский рынок может приносить нестабильность в Грузию. Как раз наоборот», – заявил генеральный директор компании «Газэкспорт» Александр Медведев. Он подчеркивает, что «несмотря на неуверенную политическую ситуацию, даже в отсутствие платежей мы вели поставки в Грузию – как до революции, так и после». «Этим примером мы показали, что газ не используется и не будет использоваться как политическое оружие», – отметил глава экспортного подразделения «Газпрома». В то же время, как будут развиваться отношения дальше, в компании сказать затруднились.
Между тем еще недавно не видел в укреплении позиций «Газпрома» никаких угроз для Грузии и президент Михаил Саакашвили. В одном из своих интервью Саакашвили отметил: «В конце концов, газ мы получаем из России, и если Москва захочет использовать это в целях политического давления, ей ничто не помешает перекрыть вентиль на своей территории и без получения в собственность нашего магистрального газопровода». При этом Саакашвили уточнил: решение о приватизации газовой трубы в пользу «Газпрома» «пока не окончательное», дескать, если возникнут другие идеи и предложения, грузинские власти внимательно их изучат.
В итоге Стивен Манн сделал грузинским властям предложение, от которого те не смогли отказаться. Комментируя «вновь открывшиеся обстоятельства», глава правительства Грузии Зураб Ногаидели заявил, что своих денег на приведение газопровода в порядок в республике не было и нет. «Через какое-то время мы просто могли его лишиться. Оказалось, что эту проблему можно решить с помощью американской программы Millenium Challenge Account. Вопрос инвестиций решен, и газопровод снимается с приватизации», – сказал Ногаидели.
В команде госминистра Кахи Бендукидзе ситуацию трактуют не столь однозначно и утверждают, что считать этот вопрос решенным преждевременно. Как сказал «НГ» заместитель министра экономического развития Грузии Каха Дамениа, «сейчас даже при всем желании приватизировать магистральный газопровод нельзя – это запрещает грузинское законодательство». По закону объекты особого стратегического назначения, к которым относится и упомянутая магистраль, должны оставаться в собственности государства. «Если же все-таки окажется, что без приватизации никак не обойтись, то мы вначале должны представить соответствующий законопроект в парламент Грузии, и, если законодательная власть утвердит идею, то только в этом случае можем приступить к дальнейшим действиям по приватизации магистрального газопровода», – сказал Каха Дамениа «НГ». Однако преодолеть такого рода законодательные препятствия, считают местные аналитики, правительству, получившему столь «деликатные советы» от влиятельного американского гостя, не составит труда.
═
Тбилиси