Принятые вчера Верховной Радой и подписанные президентом Леонидом Кучмой изменения в Конституцию Украины будут иметь глобальные последствия для всех участников нынешнего политического процесса в стране.
Для обоих кандидатов в президенты это полный крах. Во-первых, это приведет к дискредитации Виктора Ющенко, поскольку стало окончательно ясно, что он слабый политик, который не в состоянии выдерживать свою линию до конца. Ясно, что оранжевая революция затевалась не ради того, чтобы он вышел на майдан... Сейчас, перед самым финишем, неизбежен раскол в команде, которая привела Ющенко к президентскому посту.
А во-вторых, это безусловный и окончательный крах Виктора Януковича, который подчеркивается отставкой генерального прокурора Геннадия Васильева, человека, который был главной опорой Януковича в силовых структурах. При том, что основной сценарий нового штаба Януковича, который возглавил Тарас Черновил, состоял в том, чтобы с помощью протеста Генеральной прокуратуры на решение последнего Верховного суда о назначении третьего тура затянуть время и фактически перенести третий тур на 2 января с 26 декабря, подорвав явку в западных и центральных регионах и тем самым создав определенные шансы на победу Януковича. После отставки Васильева шансов на успех у Януковича не остается.
К тому же сейчас начинается борьба за пост премьера. Причем в том, что произошло, большую роль сыграл глава бюджетного комитета Верховной Рады, влиятельный политик и бизнесмен Петр Порошенко, который вел переговоры с президентом Украины и соратниками Леонида Кучмы, в частности с первым вице-премьером (нынешним и.о. премьера) Николаем Азаровым (который, как известно, принадлежит к так называемому «стародонецкому» клану). Именно Порошенко убедил Ющенко в том, что голосовать за реформу необходимо. А сам Порошенко, по его замыслу, должен был получить премьерский пост. При этом фигура Порошенко максимально, в большей степени, чем другие представители лагеря Ющенко, устраивает «донецких». Ведь он связан с определенной частью «донецкого» клана, и в частности Николаем Азаровым.
Леонид Кучма добился того, к чему стремился. Выдвигая Януковича в качестве фальшь-панели кандидата в президенты, он сподвиг оппозицию на конституционную реформу – в обмен на сдачу Януковича и отказ от дальнейшей борьбы с Ющенко. Другой вопрос, что это не дает ему личного контроля над ситуацией. Поэтому прямых политических выгод он не получит и ключевой фигурой политического пространства не останется. Однако все гарантии личной и экономической безопасности у него будут, и ничего особенно плохого ему не грозит.
Зато кто настоящий победитель – это Владимир Литвин, спикер Верховной Рады, который становится ключевой фигурой. Он сыграл свою игру на все 10 баллов. Из всех политических игроков он оказался максимально эффективным.
Конечно, в глобальном смысле политическая реформа была неизбежна. Поскольку она отвечает самой идеологии и государственному устройству Украины, которой присуще разнообразие, полиморфизм. На Украине нет единой политической нации, поэтому политическая система должна быть такой, чтобы поддерживать существование нескольких политических субнаций и баланс их интересов. Вопрос был только в сроках осуществления реформы и в конкретном сценарии, то есть в конкретном объеме полномочий, который переходил от президента к парламенту, от центра к регионам. Сейчас к парламенту перешел максимальный объем. Сегодня начнется передача полномочий от центра к регионам. Все эти процессы абсолютно правильные и логичные. Вопрос только в том, что оппозиции нужно было этот процесс растянуть во времени. А еще остается фактор майдана. В эти дни наблюдается колоссальное разочарование активного населения страны. Теперь политическая энергия майдана едва ли будет направлена в пользу Ющенко. Скорее майдан станет основой для новой оппозиции, возглавят которую бывшие соратники Ющенко.
Россия же полностью проиграла эту партию. С самого начала «оранжевой революции» Россия была не в игре начиная с событий на майдане, и в этом смысле ее роль на дальнейшее развитие событий на Украине нулевая, потому что Россия – проигравшая сторона, и сейчас ей нужно залечивать раны, а не думать о вмешательстве в украинские дела.