За несколько дней до выборов на Украине началась паника, связанная с ожиданием силовых сценариев развития событий. Причиной послужил запланированный на 28 октября и проводимый впервые в истории страны парад по случаю годовщины освобождения от фашистских захватчиков. В Киеве стремительно распространяются слухи о том, что под видом участников парада к столице стягиваются войска и военная техника, призванные подавить возможный мятеж оппозиции.
«Никто никуда не передислоцируется! – категорично заявил «НГ» сотрудник пресс-службы Министерства обороны. – Мы еще 1 октября заявили, что в параде не будет задействована современная военная техника. В нем примут участие 19 парадных расчетов украинских военных учебных заведений. Можете ознакомиться с полным списком на сайте Минобороны». Сотрудник пресс-службы особо подчеркнул, что до утра 30 октября все участники парада вернутся в места своей постоянной дислокации, чтобы на следующий день проголосовать по месту регистрации. Однако он отметил, что владеет полной информацией только о тех участниках парада, которые будут представлять украинское оборонное ведомство.
Депутаты украинской Верховной Рады отмечают, что на Украине есть и другие вооруженные формирования – например, внутренние войска МВД, специальные подразделения МЧС, милиция в составе Налоговой администрации. Ни одно из этих ведомств не предоставило никакой информации о предвыборных передвижениях своих «силовых подразделений». А прозвучавшее позавчера заявление министра внутренних дел Николая Билоконя о том, что во время выборов президента на Украине не будет «грузинского варианта», когда сотрудники милиции отказались защищать своего президента Эдуарда Шеварднадзе, только усилило панические настроения в обществе. Опрошенные «НГ» украинские военные эксперты и обозреватели специализированных изданий признали, что в стране действительно никто, кроме администрации президента, не владеет полной информацией о том, какие войска и как перемещаются накануне выборов.
«Налицо попытка утаить информацию, – сказал «НГ» член парламентского комитета по вопросам обороны и национальной безопасности Георгий Манчуленко. – Очевидно, что к Киеву стягиваются войска. И военный парад за три дня до выборов – очень неоднозначная акция». По словам депутата, Верховная Рада не может повлиять на ситуацию и по причине внутреннего кризиса (пропрезидентские силы игнорируют парламентские заседания), и потому, что всю нынешнюю неделю парламентарии работают в округах. «Согласно Конституции, мы в любом случае не могли бы прямо вмешаться в развитие событий. Ну, потребовали бы отчет у Минобороны, вызвали бы для доклада представителей силовых структур... Но сейчас контролирует ситуацию только президент. Если он ее, конечно, контролирует», – сказал Манчуленко.
Корреспондент «НГ» пообщался с жителями села Старое, расположенного под Киевом возле крупнейшего на Украине танкового полигона в Бориспольском районе. Они утверждают, что на полигоне, который тянется вдоль Днепра на 50 км, вплоть до города Переяслава, впервые за все время его существования проводятся не только учения по танковой стрельбе. «Там уже несколько недель слышны автоматные и пулеметные очереди, – сказал один из жителей села. – Ночью танки куда-то едут. Может, на учения? Кто их знает?»
Местные жители вспоминают, что в начале 1990-х, когда решалась судьба СССР, танки с этого полигона участвовали в окружении Киева. «Плотным кольцом стояли. Но там были не только наши. Еще военные из Лютежа (пригород Киева. – «НГ»), где тоже военная часть расположена. Еще одна – вдоль Житомирской трассы. В пригородном Василькове есть летное училище с тренировочной базой. А в поселке Десна (примерно 60 км от Киева. – «НГ») – самый большой на Украине учебный центр, у них тоже военной техники много», – поясняют местные жители. По их словам, все эти военные центры в первые годы украинской независимости были задействованы в окружении Киева на случай непредвиденного развития ситуации. В последний раз, по словам тех же людей, подобное наблюдалось в 1994 году. Однако, несмотря на неожиданную победу Леонида Кучмы, его предшественник Кравчук так и не отдал приказ о применении силы. Стоят ли танки в лесах сейчас, никто не знает: «Мы за грибами на всякий случай не ходим – от греха подальше».
В Киеве же говорят о возможности применения оружия в ночь после выборов. Причем, чем больше президент успокаивает народ, призывая к миру и спокойствию и утверждая, что он не допустит кровопролития, тем больше появляется слухов. Первое подобное заявление Леонида Кучмы, прозвучавшее еще в июле, было подкреплено словами руководителей силовых структур о том, что они располагают информацией о подготовке переворота. Кто, когда и как готовит переворот, ни президент, ни силовики так и не сообщили. А оппозиция выступила с протестом против обвинительных намеков, сказав, что она не намерена брать власть революционным путем и заинтересована в мирном сценарии выборов.
Тем временем киевляне массово пытаются вывезти из города детей. Причем сделать это непросто, поскольку работа железнодорожных касс фактически заблокирована. В офисах по продаже билетов одна и та же картина: огромные очереди, то и дело возникают скандалы, кассирши сообщают, что билетов уже нет (или еще нет), что не работает централизованная система продажи билетов, сломался компьютер и т.п. Во многих городах Украины, наоборот, невозможно купить билеты в Киев. «Моя невестка уехала к себе на родину во Львов за открепительным талоном, чтобы проголосовать в Киеве. А вернуться уже неделю не может, – пояснила корреспонденту «НГ» женщина, стоящая в очереди. – Ее с работы уволят! А билетов не продают ни там, ни здесь. И ведь поезда пустые ходят! Но даже проводники не соглашаются помочь. Боятся».
Нарастающая паника заставляет украинских граждан запасаться солью, спичками, сахаром, крупами. В отделениях банков стоят очереди тех, кто пытается перевести свои гривневые счета в долларовые. Несмотря на усилия Нацбанка, курс украинской валюты продолжает снижаться. Ассоциация украинских банков на днях заявила: спрос населения на иностранную валюту следует расценивать как ажиотажный. А это грозит серьезными экономическими потрясениями после выборов.
Киев